б) "Латинствующие". Партия "латинствующих" была представлена прежде всего пришлыми книжниками, главным образом из числа выходцев Киево-Могилянской академии. Среди них особо выделялась фигура Симеона Полоцкого (1629-1680), первого профессионального писателя России. Он оставил огромное литературное наследие. Широко известны его поэтические своды "Вертоград многоцветный" и "Рифмологион"; это настоящие энциклопедии по всем отраслям тогдашних знаний. Заслуживает упоминания и книга "Жезл правления", посвященная обличению расколоучителей Никиты Пустосвята и попа Лазаря. В ней он с западническим высокомерием подверг осмеянию самоучек-староверов, как вообще всю русскую "неученую" культуру.
Все творчество Симеона Полоцкого проникнуто жаждой просвещения и образованности. В соответствии с духом времени наивысшим выражением разума он признавал Священное писание, подчеркивая его нравственно-обновляющую сущность. Вместе с тем, с его точки зрения, для всякого человека необходимы "свободные" науки, наставляющие его в житейских делах. Лишь в единстве с ними вера способна привести к мудрости.
Мудрость же добродетельна: "Елма же мудрость в ум некий вселится, ко правым делом муж Богом строится". Ее нравственной константой всегда выступает "правость", благо. Симеон осуждал тех образованных людей, которые не делятся с другими своими знаниями. По его мнению, человек, "мудрость имеяй, аще утаяет, чистое злато в землю копает". Только приобщая других к наукам, он умножает собственные познания.
Мудрому, согласно Симеону, противостоит невежда, ибо он "книг неискусный" и подобен сове, рассуждающий о солнце. Невежда к тому же еще обязательно злой человек. В вирше "Слова непослушание" Симеон писал, что у безобразного слона и горбатого верблюда есть привычка при входе в чистую воду, до того как они начнут пить, "первее ногами ону возмутити". Делают они это, чтобы не видеть в воде своего "нелепия". И далее заключал:
Подобие людие злие препинати слова обыкоша и книг не читати.
Книга не только учит благородству и мудрости; она открывает глаза на мир, делает осмысленным само существование. "Кто есть царь и кто тиран, хощеши ли знати?",- спрашивал Симеон в одном из своих сочинений и отвечал: "Аристотеля книги потщися читати". Обращаясь к царю Федору Алексеевичу, только что вступившему на престол, он напоминал своему ученику:
Книги историй возлюби читати, в них бо мощно, что бе в мире знати И по примеру живот свой правити, дабы спасенно и преславно жити. Само чтение многи умудряет, яко бо свещу в тме возжигает.
Осмысление мудрости приводило Симеона Полоцкого к политической философии. Он пристально следил за московской политикой, стремясь внести свою лепту в управление государством.
Идеал мыслителя - просвещенный монарх, персонифицированный в образе московского государя. Этот монарх во всем противоположен "тирану" - правителю жестокому и неправедному. От него "вера права исходит", оттого церковь должна всецело подчиняться ему и видеть в нем своего первого повелителя и заступника. С верой просвещенный монарх соединяет мудрость, он равно велик в философии и богословии.
Симеон не забывал, что .мудрость без "правды" может обернуться злом и ввергнуть людей в пучину бедствий. Поэтому истинно мудрый царь должен охранять правду, опираясь на силу закона:
.есть добродетель властей: правду хранити, блюсти от напастей Подчиненный и чести даяти достойным, а не на злато смотряти.
Смотрите также
Взгляд на развитие воспитания
Творчество Платона по сегодняшний день остается в центре внимания исследователей различных направлений. Для историков и для антиковедов, в частности, его труды интересны, прежде всего, как отражение ...
Философия Г. В. Плеханова
Георгий Валентинович Плеханов (1856- 1918) вошел в интеллектуальную историю России
как философ, публицист, первый русский теоретик и пропагандист марксизма, выдающийся
деятель международного социа ...
"Конкретная метафизика" П. А. Флоренского
Павел Александрович Флоренский (1882- 1937) сочетал в себе качества разностороннего
ученого (он занимался различными областями естествознания, и прежде всего математикой)
и религиозного мыслителя. ...