б) В.Н. Татищев (1686-1750). Плеханов поставил Татищева во главе "рода просветителей", имея в виду его крупные заслуги в формировании идеологии западничества. В духовной сфере западничество означало разрыв с православно-церковным мировоззрением и переход на позиции секуляризованного мышления. В нем проявились самые разнородные идейные и теоретические тенденции. Для западничества характерна установка на соревновательность (состязательность) культур, в противоположность старообрядческо-московскому отрицанию всякой инокультуры. Оно несло с собой вероисповедный индифферентизм, раскрепощало самосознание личности: отныне мерой человечности становилось не уподобление Богу, а сотворение собственного образа. " .Европейская вольность заступила место азиатского принуждения" [Н.М. Карамзин]. В западничестве проросла традиция русского гуманизма, сближавшая Россию с Европой.
Попытка Татищева дать политико-культурологическое осмысление петровской европеизации привела его к созданию теории "всемирного умопросвячения". В основе этой теории лежала идея о том, что все "приключения и деяния", которые совершаются в жизни, "от ума или глупости происходят". Ум для Татищева- "генеральное понятие", определяющее сущность философии. В отличие от глупости, которая никогда не выступает "особым сусчеством" человека, ум, напротив, принадлежит к важнейшим "силам души", обусловливающим возможность достижения счастья. Оттого "умопросвячение", т.е., собственно, развитие ума, превращение его путем просвещения в разум составляет цель и назначение истинной образованности.
Татищев выделял три этапа "всемирного умопросвячения": первый - создание письменности, второй - пришествие Христа и третий - "обретение тиснения книг", книгопечатание.
Характеризуя первый этап, мыслитель прежде всего обращал внимание на то, что люди в начале своего существования жили по естественному закону, который был "при сотворении Адама ему и его наследникам вложен". Тогда все держалось одной только памятью. Но так как она не у всех была одинаково "тверда", то со временем мало кто мог "правильно и порядочно" пересказать доставшиеся от предков правила и законы. Поэтому "первое просвячение ума" было положено обретением "письма". Письменность не только достоверно закрепляла человеческие познания, но и способствовала развитию правильного законодательства. Первым законом был "закон письменный", переданный через Моисея еврейскому народу. Точно так же у других народов, пребывавших "в глубочайшей темноте неведения и невежества", по обретении письменности явились люди и боги, которые "зачали законы сочинять, и, на лучшее наставляя, лучи малого сияния и благоразумия им открывать": в Персии - это Зороастр, в Египте- Озирис, в Греции - Минос, в Риме - Янус или Нума Помпилий. "Близ потопа", как писал Татищев, обрели свои письмена и законы китайцы.
Аналогичным образом участвовала в этом всемирно-историческом ходе "умопросвячения" и Россия. Татищев настаивал на древности письма у "славянов". Свои обстоятельные сооображения на этот счет он заключал важнейшим для него доказательством - "наипаче же закон, или уложение древнее русское довольно древность письма в Русии удостоверяет". Речь в данном случае шла о "Русской правде" - выдающемся памятнике отечественной правовой мысли раннекиевской эпохи. И в России обнаруживалась тесная связь между древностью письма и появлением письменного закона. Вместе с тем закон для Татищева - не просто выражение чисто политических реалий, а предпосылка, основное условие развития культуры, становления цивилизации. Будучи западником по убеждениям, русский мыслитель, естественно, ориентировался на движение России по европейскому пути, и этим определялось осмысление им последующего процесса "всемирного умопросвячения".
Смотрите также
"Конкретная метафизика" П. А. Флоренского
Павел Александрович Флоренский (1882- 1937) сочетал в себе качества разностороннего
ученого (он занимался различными областями естествознания, и прежде всего математикой)
и религиозного мыслителя. ...
Взгляд на развитие воспитания
Творчество Платона по сегодняшний день остается в центре внимания исследователей различных направлений. Для историков и для антиковедов, в частности, его труды интересны, прежде всего, как отражение ...
Исторические типы философии
Философия является рациональной попыткой ответа на предельные
основания мира, природы и человека, стремлением анализировать
действительность, как она представлена в человеческом знании, чтобы увидет ...