Не обходил Татищев и соотношение закона и обычая. Он признавал, что обычай обычаю - рознь. Не все в прошлом было только темным и варварским. До Бориса Годунова "в Руссии крестьянство было все вольное". Он же сделал его крепостным, заставив народ "волноваться". Следовательно, таким "пременением древних обычаев иногда немалой вред наносится". Однако не все обычаи таковы, и "где польза общая требует, тамо не нуждно на древность и обычаи смотреть": надо смело идти на обновление и преобразования.
Татищев во многом мыслил иначе, нежели Феофан Прокопович: он смотрел не в прошлое, а в будущее, видел Россию единой с Европой, не тиранической, а легитимной и просвещенной. Прокопович попросту шел за Петром I, не утруждая себя самобытным мудрованием; он думал и поступал так, как того хотел монарх. Татищев представал совершенно другим, в нем нет и тени раболепства перед властью; высоко ценя Петра, его всеохватные деяния, он все же выше всего ставил закон, умом рожденную истину. Татищев не дожил до времени Екатерины II; но, вероятно, в ее царствование (по крайней мере, на первых порах) он особенно пришелся бы ко двору просвещенной государыни. Насколько важным для себя Феофан Прокопович считал написание "Духовного регламента", можно видеть из его письма к своему другу Я. Марковичу: "Что касается до моих занятий, то . 4) наконец я написал для Главной церковной коллегии, или Консистории Постановление, или Регламент, где содержатся следующие восемь глав: а) причины, по которым постоянное правление предпочтительно управлению церкви одним лицом, т.е. патриархом; б) правила общие для христиан всякого чина; в) правила для епископов; г) правила для академии, семинарии, а также для учителей и проповедников; д) правила для пресвитеров, дьяконов; е) правила для монахов; ж) правила для мирян, насколько они подлежат церковному управлению; з) правила для самих президентов и асессоров коллегии. Всего правил почти 300. Его Величество приказал прочесть это сочинение в своем присутствии и, переменив кое-что немногое и прибавив от себя, весьма одобрил; потом приказал прочитать в Сенате . Читано было дважды в течение двух дней и еще прибавлено несколько новых замечаний; потом приложили руки, с одной стороны, епископы и архимандриты, с другой -сенаторы, в заключение подписал сам государь". Примечательна защита Татищевым вольного книгопечатания. Он высказывал сожаление по поводу того, что в России вследствие сопротивления церкви утвердилось "единственно казенное" книгопечатание, а "вольное не допусчено". Если это не изменить, тогда "мы никакой надежды к распространению науки иметь не можем", тогда "вотще" (напрасны) будут все великие начинания петровской эпохи. Когда к власти пришла Анна Иоановна, Татищев сказал о ней: "Как есть персона женская, и так многим трудам неудобна, паче же ей знание законов не достает". Именно с точки зрения отношения к закону он советовал императрице Елизавете Петровне, продолжая дело Петра I, в то же время "нечто исправить, дополнить или переменить". Неслучайно Феофан Прокопович причислил позднее Татищева к стану "мятежников".
ЛИТЕРАТУРА
а) Источники
Духовный регламент Петра Первого. М., 1904.
Житие Аввакума и другие его сочинения. М., 1991.
Крижанич Ю. Политика. М., 1965.
Симеон Полоцкий. Вирши. Минск, 1990.
Симеон Полоцкий. Избранные статьи. М.-Л., 1953.
Татищев В.Н. Разговор двух приятелей о пользе науки и училищах; Духовная; Произвольное и согласное разсуждение и мнение собравшегося шляхетства русского о правлении государственном // Избранные произведения. Л., 1979.
Смотрите также
Демократия и свобода личности в современном государстве
Мы – источник веселья – и скорби рудник,
Мы - вместилище скверны – и чистый родник.
Человек – словно в зеркале мир, - многолик,
Он ничтожен – и он же безмерно велик.
Омар Хайям
...
Философия Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого
Характерная черта русской философии - ее связь с литературой ярко проявилась в творчестве
великих художников слова - А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, Ф. И.
Тютчева, И. С. Тургенева и ...
Ленин как философ
Когда говорят о марксистской философии в России XX в., то в первую очередь подразумевается
имя В. И. Ленина - основателя большевистской партии и Советского государства, крупнейшего
представителя м ...