Ленин не без основания говорил о "солидной материалистической традиции" в России. Уже в средние века у нас получили широкое распространение "натуралистические представления", близкие по своей направленности к материализму и антропологизму. Во многих древнерусских сочинениях природа рассматривалась "как часть человеческой истории, как иллюстрация к ее темам, как сцена для развертывания этой истории, наконец - как введение в нее и ее подготовка" [Т.И. Райнов]. Секуляризация духовной культуры в эпоху Просвещения способствовала окончательной трансформации средневековой натурфилософии в естественнонаучный материализм, в систему "научной философии". Однако русский материализм всегда сохранял натурфилософскую сращенность с антропологизмом, и это отличало его от диактического материализма, от философии большевистского радикализма.
1. Антропологический уклон преобладал уже в просветительской прагматике В.Н. Татищева. Это отчетливо проявилось в его воззрениях на науку. "Наука главная есть, - писал историк-мыслитель, - чтоб человек мог себя познать". Самопознание ведет к будущему и настоящему благополучию. Средоточием познавательной деятельности служит душа, которая нераздельна и бессмертна. Тактишев отвергал платоно-христианское учение о тричастии душа. На его взгляд, оно противоречит принципу простоты, составляющему сущность божественного. Аргумент нераздельности в пользу бессмертия души скорее всего был позаимствован им из вольфианской философии, проникшей в Россию на волне европеизации. Татищев признавал только "орудия, или силы" души, каковыми считал ум и волю. Ум есть состояние обретения знаний, его содержание не может быть врожденным; он постоянно изменяется, совершенствуется. Специфику ума определяют четыре "действа": фантазия, память, смысл и суждение. Несмотря на важную роль каждого из них, первостепенное значение все же принадлежит суждению: "того ради наиболее о исправлении и приведении в порядок суждений прилежать человеку нуждно". Воля, напротив, формирует влечения человека, его страсти. Для сохранения гармонии души необходимо, чтобы ум властвовал над волей, оберегал ее от пагубных стремлений. Только при этом условии "щастие ум раждает", т.е. приводит к душевной полноте, "спокойности".
Татищевский антропологизм оригинально преломился в его классификации наук, которая не имеет аналогов в истории философии. Он исходил из "морального" разделения, выделяя науки "нужные", "полезные"; "щегольские" (или "увеселяющие"); "любопытные" (или "тщетные") и "вредительные". К первой группе относятся "речение" (язык), "домоводство" (экономика), медицина, юриспруденция, логика и богословие. Относительно последней сказано: "Что же свойств или обстоятельств Божиих касается, то наш ум не в состоянии о том внятно разуметь, да и нужды нет, ибо довольно, что я знаю и верю его быть всех вещей Творца .". Полезные науки суть те, которые прежде всего связаны с определенным родом занятий человека и поэтому подразделяются по профессиональному признаку; к ним принадлежит грамматика, иностранные языки, математика, история, география, ботаника и т.д. Сфера щегольских наук охватывает такие знания, как поэзия, музыка, живопись, танцы, вольтежирование. Татищев причислял эти науки к обычным ремеслам и замечал, что "знаменование же во всех ремеслах есть нуждно". Зато совершенно бесполезны человеку любопытные, или тщетные, науки (астрология, алхимия, хиромантия и проч.) и тем более вредительные (некромантия, чернокнижество). За занятия ими должны быть установлены телесные наказания.
Смотрите также
Интуитивизм и иерархический персонализм Н. О. Лосского
Характерной особенностью русской религиозной философии конца XIX-XX в. является
поворот к метафизике. В этом отношении она в известном смысле опередила аналогичный
поворот к онтологии, осуществлен ...
Диалектика сознательного и бессознательного
...
Философские идеи в культуре Московской Руси
Если эпоху Киевской Руси можно назвать своего рода периодом ученичества, началом
приобщения к мировой культуре, главным событием которого было введение христианства,
то основным содержанием эпохи ...