Такова в обобщенном виде антропология Радищева. Едва ли здесь можно усмотреть колебание между материализмом и идеализмом, "между Гельвецием и Кантом". Позиция русского мыслителя отмечена осознанным и последовательным применением материалистической методологии к анализу явлений психики, человеческой духовности. Другое дело, что на этом пути его ждало интеллектуальное разочарование: обосновав материалистически бессмертие души, он в то же время не нашел способа материалистически решить вопрос о форме ее существования. Ему не удалось перевести проблему души в плоскость проблемы сознания. Оттого душа у него, обреченная на вечное существование, совсем по платоновской схеме метампсихоза, переходит от одной телесной "организации" к другой. Однако Радищев слишком умен, чтобы удовлетвориться таким выводом: "О, возлюбленные мои, я чувствую, я несуся в область догадок, и, увы, догадка не есть действительность". Все свои сомнения, все запросы он передал русской философии XIX в.
4. Ближайшим воспреемником идей Радищева по праву может быть назван А.И. Галич (1783-1848). Он обучался в Германии, где приобщился к шеллингианству. Однако адептом немецкого мыслителя не стал, отдавая предпочтение философии "светской и житейской, приводящей истинный опыт в связь с разумным ведением". Некоторое время занимал кафедру философии в Петербургском университете, откуда был уволен за пропаганду собственной системы. Из всех трудов Галича наиболее фундаментальный - "Картина человека" (1834), которая завершает просветительский этап развития русской философской антропологии.
Галич стоял у истоков антропологического космизма. В его философии человек - "сборное место" мироздания, гармонизирующее "средоточие" мира. Он исследует человека "в разуме общей природы", возводя проблему материи и духа до вселенских масштабов. " .В организме человеческом жизнь на земле, - писал он, - дает себе решительные порывы к свободе и тем достигает цели, к которой стремится через все степени исторического своего развития . Так-то человек является представителем всей планеты!"
Первое, что характеризует человека, - это деятельность. Побуждение к деятельности дает душа, которая не "предсуществует в умственном, неведомом мире", не творится Богом, а возникает через "рождение" и связана с природой, проникнутой "животворящими силами". Это похоже на пантеизм, но только по форме; в действительности Галич, подобно Радищеву, придерживался эволюционного взгляда на происхождение души и проводил качественное различие между силами природы и "идеальным началом" человека.
Сущность души находит свое выражение в познании. Галич создает собственную гносеологию - "духовную дидактику". Основу познания образует чувствование, или ощущение. "Чувствование есть непосредственное откровение существеннейшего, несомненного бытия, - семя и начало духовной нашей жизни". Теоретической стороной духовной жизни выступает "производство познания". Вершиной познания Галич считал "свободное познание", позволяющее "сознать и обозначить отношение между содержанием идеальных созданий", т.е. понятий и категорий. В понятиях закрепляются "мыслящие силы" ума, а категории представляют собой "понятия высшего, энциклопедического единства". Они либо выражают возможность быть чему-либо явлением, либо обозначают способ существования явлений. К первой группе относятся категории пространства, времени, движения, ко второй - количества, качества, отношения. Свободное познание позволяет постичь единство "основания и сущности", приблизиться "к последнему, безусловному началу всякого условного бытия и устройства", познать "гармонию между идеальным и естественным царством". Таким образом, познание объективного мира тесно смыкается с самопознанием человека. Познавая действительность, человек определяет свое место в природном бытии, а познавая самого себя, он овладевает "идеей доброго" - законами и принципами нравственности. Без знания природы не бывает истинной антропологии, без учения о человеке, "человекознания" - науки о мире, философии.
Смотрите также
Глобализационные процессы в современном мире
Автор полагает, что тема данного исследования
актуальна, так как, во-первых, связана с новым направлением в философской науке
– философии глобальных проблем, во-вторых отражает противоречиво ...
Философско-богословская мысль
Древнерусское любомудрие не питало особых пристрастий к системности, поскольку
содержание тогда, по существу, превалировало над формой. На Руси издавна прижился
духовно-практический способ освоени ...
Философия Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого
Характерная черта русской философии - ее связь с литературой ярко проявилась в творчестве
великих художников слова - А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, Ф. И.
Тютчева, И. С. Тургенева и ...