Идейно-философские течения политического радикализма
Книги, статьи по философии / Лекции по истории русской философии - Замалеев А.Ф. / Идейно-философские течения политического радикализма
Страница 10

Эти политические идеи Ткачева.в основной массе вошли в идейный арсенал большевизма, в политическое сознание Ленина.

в) Более лояльно, хотя тоже с позиций политической прагматики подходил к философии создатель субъективного метода в социологии П.Л. Лавров (1823-1900). Как и Чернышевский, он не мыслил себе существования философии без "общественных партий, которые бы боролись и выставляли философские принципы для своих практических целей". О своей солидарности с ним заявлял и сам автор "Антропологического принципа в философии": "наши понятия . в сущности сходны с образом мыслей г. Лаврова". Из сочинений Лаврова наиболее известны его "Исторические письма" (1868-1869), ставшие на многие годы программным трудом русского революционного народничества.

В основе субъективного метода лежал сенсуализированный антропологизм. Философия, по мнению Лаврова, "должна внести единство во все сущее, как сущее для человека". Вне человека нет знания, нет реальности; все рождается из человеческих ощущений. Сам человек "реален дотуда, докуда ощущает". Из этой субъективности складывается личность, утверждающая свой субъективный идеал. Столкновение личных деятельностей "производит объективный процесс истории". Осмысление истории невозможно без выработки "рациональной формулы прогресса", которая должна выражать "отношение между субъективным и объективным пониманием общественных явлений". Критерием субъективного понимания выступает справедливость, объективного - истина. Истина дается наукой, совокупным знанием, справедливость - восприятием общества не просто как "суммы органов", а как "суммы страждущих и наслаждающихся единиц". Только в этом случае формула прогресса становится мерилом развития цивилизации, совершенствования человеческого общества. В результате прогресс определялся как "процесс развития в человечестве сознания и воплощения истины и справедливости путем работы критической мысли личностей над современною культурою". Поскольку истина составляет предмет социологии, а справедливость относится к этике, то социология неотделима от этики, деятельность общественная - от личной нравственности. В этой этизации социологии, в этом социологическом сократизме и заключался субъективный метод Лаврова.

г) Что касается теоретиков анархизма, то они вообще не усложняли свой идеал никакими особыми философскими выкладками. М.А. Бакунин (1814-1876) просто подверстывал свой революционаризм к чисто позитивистской схеме исторических состояний человечества: 1) животности, 2) мысли и 3) бунта. Из животных потребностей возникает экономика (отсюда интерес Бакунина к экономическому материализму Маркса), из мысли - наука, из бунта - свобода. Трактуя свободу как отрицание государственности, Бакунин утверждал, что "народ наш глубоко и страстно ненавидит государство", находя подтверждение этому в общинном быте, общинном самоуправлении русского крестьянства.

Чрезвычайно упрощенной предстает и теоретическая концептуализация анархизма в сочинениях П.А. Кропоткина (1842-1921). "Анархия, - писал он, - есть миросозерцание, основанное на механическом (кинетическом) понимании явлений, охватывающее всю природу, включая сюда и жизнь человеческих обществ. Ее метод исследования - метод естественных наук; этим методом должно быть проверено каждое научное положение. Ее тенденция - основать синтетическую философию, т.е. философию, которая охватывала бы все явления природы, включая сюда и жизнь человеческих обществ и их экономические, политические и нравственные вопросы". Синтетическая философия представляла собой систему целостного знания, вбиравшего в себя природу и общество; это была натурфилософия и социология в их единстве. Отдавая предпочтение исключительно индуктивному методу, Кропоткин почти с писаревской страстностью отвергал "ложное наследие гегельянства". Он возводил свою линию к механистическому материализму Гольбаха, Ламетри, Дидро, лишь отчасти разнообразя его позитивизмом Спенсера и Милля.

Страницы: 5 6 7 8 9 10 11 12

Смотрите также

Философско-богословская мысль
Древнерусское любомудрие не питало особых пристрастий к системности, поскольку содержание тогда, по существу, превалировало над формой. На Руси издавна прижился духовно-практический способ освоени ...

Учет и аудит вексельных операций
Ценные бумаги – это и инструмент привлечения средств и объект вложения финансовых ресурсов, а их обращение - сфера таких весьма рентабельных видов деятельности, как брокерская, депозитарная, ...

Религиозно-нравственное учение Л. Н. Толстого
Лев Николаевич Толстой (1828-1910) - писатель, мыслитель и духовный реформатор, создавший религиозно-нравственное учение непротивления злу насилием. Его жизнеучение (он разработал именно "жиз ...