При всей достоверности и убедительности, подтвержденной и опытом двадцатого столетия, политический унитаризм Пестеля не был воспринят русской радикальной идеологией, всегда страшившейся централизации как источника развития деспотической власти. И революционные демократы, и народники, за исключением Ткачева, остались верны федеративным идеалам. Подлинными наследниками Пестеля, по сути дела, явились "русские марксисты", большевики, использовавшие "октябрьский переворот" 1917 г. для "принуждения, вколачивания" [В.И. Ленин] тоталитарно-диктаторской государственности.
в) Среди декабристов были и настоящие философы, проявлявшие интерес к метафизическим проблемам. К ним, в частности, принадлежал М.А. Фонвизин (1788-1854), родной племянник великого русского комедиографа. В своих сочинениях, написанных большей частью в сибирский период, он выступал за "восстановление" первоначального христианства, признавая его вполне "сходствующим с образованностью Запада нынешних времен". Вершиной этой образованности казалась ему философия Канта, которой "не противоречит и учение Христово". Из соединения христианства и "критической философии" он намеревался создать "здравую" философию, способную заменить "суеверное" учение церковного православия.
Выбором Канта объяснялось и критическое отношение Фонвизина к системе Гегеля; он причислял ее к разряду "исторических предубеждений", оправдывающих всякую существующую власть. "В политике Гегель, - писал декабрист, - был в высшей степени консерватор, поборник монархического начала и противник народодержавия . всех республиканских теорий и государственных переворотов . на это метит его известная философская формула: .все разумное - реально, существенно, действительно, и, наоборот, все действительное, реальное - разумно". В своем понимании Гегеля Фонвизин перекликался с революционными демократами.
Подлинная, или "здравая" философия является "высочайшей наукой", она сообщает другим наукам "свои начала". Все, что есть "высшего" в других науках, "условливается" тем высшим, которое "сознается" только философией и благодаря которому философ "усматривает предмет мира". Ни частное, ни особенное не входит в сферу философии. Она объемлет все научные законы "в их происхождении" и, вследствие этого, может быть названа "наукой наук". Основательное изучение философии должно предшествовать изучению всякой другой науки.
Потребность в философии, считал Фонвизин, вызывается не одними лишь научно-практическими соображениями и целями; она проистекает прежде всего из человеческого стремления постичь "чисто гуманное" - то, что "возносится над опытом и что определяется идеей". Это "гуманное" и есть, собственно, "мудрость" - "высший плод философии". Философия объемлет и знание, и "действование (нравственные поступки)", является целостным осмыслением материально-объективного мира и моральной системой, основывающейся на том "высшем", которое постигается только посредством интуиции ("высшего ведения"), исключающей всякое эмпирическое содержание. Это "высшее" суть не что иное, как богооткровенная цель мира природного и нравственного, и философия, давая "здравое" понятие об этой цели, может "приуготовить сердечную почву к принятию семян веры, возбудив в человеке желание самопознания и предоставя ему идеал того, что он должен быть".
Мыслитель-декабрист строго различал "позитивный" и этический аспекты философии, ибо отрицал возможность обосновать мораль на научных принципах. Наука, по его мнению, имеет дело исключительно с "вещами", бытие которых временно и относительно; поэтому и знание не может быть безусловным, абсолютным. Мораль же исследует "важнейшие вопросы человеческого бытия": о свободе воли и происхождении зла, о человеке и его назначении, о цели соединения людей в гражданские общества и т.д. А эти вопросы не связаны с обыденным человеческим опытом и находятся вне компетенции науки. Они с рождения присущи "нашему внутреннему чувству", и их восприятие "есть дар благодати - вера", которая бывает истинной лишь тогда, когда человек перестает быть "вещью", становится свободным.
Смотрите также
И. А. Ильин: философия духовного опыта
Иван Александрович Ильин (1883-1954) - философ, политический мыслитель, культуролог,
блестящий публицист - внес заметный вклад в развитие русской философии. В центре
его напряженных раздумий всегд ...
Экзистенциальный иррационализм и нигилизм Л. Шестова
Философские воззрения Л. Шестова, в силу их сугубой иррациональности и парадоксальности,
трудно подвести под какое-то общее определение. Мастер афористического философствования,
"ниспровергат ...
Учет и аудит вексельных операций
Ценные бумаги – это и инструмент привлечения средств и объект вложения финансовых ресурсов, а их обращение - сфера таких весьма рентабельных видов деятельности, как брокерская, депозитарная, ...