Русский марксизм
Книги, статьи по философии / Лекции по истории русской философии - Замалеев А.Ф. / Русский марксизм
Страница 5

Все этоочень напоминало идеологию ткачевского революционаризма. Сталин превратил ленинизм в целую систему идеократии, ставшей основным источником всей цепи зол русской жизни советской эпохи. Сам Ленин давал высокую оценку трудам Плеханова. В своей брошюре "Еще раз о профсоюзах" он писал, что "нельзя стать сознательным настоящим коммунистом без того, чтобы изучать - именно изучать - все, написанное Плехановым по философии, ибо это лучшее во всей международной литературе марксизма". В сноске к этому месту он добавлял: "Кстати, нельзя не пожелать, во-1-х, чтобы выходящее теперь в свет издание сочинений Плеханова (речь идет о первом, 24-томном издании. - А.З.) выделило все статьи по философии в особый том или особые томы с подробрейшим указателем и проч. Ибо это должно войти в серию обязательных учебников коммунизма. Во-2-х, рабочему государству, по-моему, следует требовать от профессоров философии, чтобы они знали изложение марксистской философии Плехановым и умели передать учащимся это знание". Все это осталось, однако, простым пожеланием, так и не получившим сколько-нибудь обязательной силы. "Ни французам, ни немцам, ни англичанам, - писал Энгельс, - никому из них в отдельности не будет принадлежать слава уничтожения капитализма; если Франция - может быть - подаст сигнал, то в Германии, стране, наиболее глубоко затронутой социализмом и где теория наиболее глубоко проникла в массы, будет решен исход борьбы, и все же еще ни Франция, ни Германия не обеспечат окончательной победы, пока Англия будет оставаться в руках буржуазии. Освобождение пролетариата может быть только международным делом". Никакого исключения из этого правила Маркс и Энгельс не делали, если не считать то, что в роли "заряженной бомбы", помимо Франции, по их мнению, могла выступить и Россия. Для Ленина Богданов был примером того, "как мертвый философский идеализм хватает живого марксиста". Однако различия в философских взглядах не мешали их единству в политике. Впоследствии Ленин подчеркивал: "Летом и осенью 1904 г. мы окончательно сошлись с Богдановым . и заключили тот молчаливый и молчаливо устраняющий философию, как нейтральную область, блок, который просуществовал все время революции и дал нам возможность совместно провести в революции ту тактику революционной социал-демократии (=большевизма), которая, по моему глубочайшему убеждению, была единственно правильной". В "Анти-Дюринге" сказано, что материя - это абстракция, в которой "мы отвлекаемся от качественных различий вещей, когда объединяем их, как телесно существующие, под понятием материи". Точно также в "Диалектике природы" читаем: "Вещество, материя есть не что иное, как совокупность веществ, из которых абстрагировано это понятие .". Вот лишь один пример такого "материалистического" прочтения Гегеля. У немецкого философа сказано: "Нет ничего ни на небе, ни в природе, ни в духе, ни где бы то ни было, что не содержало бы вместе и непосредственности и опосредования". Ленин снабдил эту цитату двумя ремарками: "1) Небо - природа - дух. Небо долой: материализм. 2) Все vermittelt = опосредовано, связано в едино, связано переходами. Долой небо: закономерная связь всего (процесса) мира". Примечательный штрих: до Сталина по существу никто из партийных идеологов не воспринимал Ленина как самостоятельного философа. В нем главным образом видели "ученика Плеханова", правда, сумевшего исправить своего учителя "в некоторых существенных пунктах" [A.M. Деборин]. Многим даже казалось, что Ленин "был бы удивлен, если бы ему сказали, что он открывает новую эру . в марксизме" [Н.А. Карев]. Неудивительно, что С.Я. Вольфсон, автор первого у нас учебника по диалектическому материализму (1922), на протяжении всей своей книги цитирует Ленина как теоретика только один раз, в связи с определением классов, а в книге Н.И. Бухарина "Теория исторического материализма" (1923) и вовсе отсутствует упоминание о Ленине как мыслителе.

ЛИТЕРАТУРА

а) Источники

Богданов А.Л. Эмпириомонизм. Кн. I-III. М., 1904-1906.

Богданов А.А. Вера и наука (о книге В. Ильина "Материализм и эмпириокритицизм") // Вопр. философии. 1991. № 12.

Засулич В.И. Террористическое движение в России // Избр. произв. М., 1983.

Ленин В.И. От какого наследства мы отказываемся? // Полн. собр. соч. Т. 2.

Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм: Критические заметки об одной реакционной философии // Полн. собр. соч. Т. 18.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Смотрите также

Демократия и свобода личности в современном государстве
Мы – источник веселья – и скорби рудник, Мы - вместилище скверны – и чистый родник. Человек – словно в зеркале мир, - многолик, Он ничтожен – и он же безмерно велик. Омар Хайям ...

Взгляд на развитие воспитания
Творчество Платона по сегодняшний день остается в центре внимания исследователей различных направлений. Для историков и для антиковедов, в частности, его труды интересны, прежде всего, как отражение ...

Экзистенциально- персоналистическая философия Н. А. Бердяева
В творчестве Николая Александровича Бердяева (1874-1948) нашла яркое выражение характерная для русской философской мысли религиозно-антропологическая и историософская проблематика, связанная с пои ...