В науке второй половины XX в. началось интенсивное развитие так называемых междисциплинарных исследований, которые затрагивают проблемы, возникающие как бы на стыках старых, классических наук. Так, ядерная энергетика связана с областями исследования на стыке физики и химии, проблема возникновения жизни решается в основном на стыке химии и биологии, на стыке биологии и техники возникла бионика. Исследования по биологии человека — на стыке биологических и социальных наук — необходимы для решения проблем этнографии, истории, экономики, медицины, а также для практической деятельности в политике, предпринимательстве и т. п. Наиболее важным в этой области остается вопрос о соотношении и взаимодействии социального и биологического начал в человеке и в обществе в целом. Известную концепцию взаимодействия социального и биологического в обществе предложил, например, Зигмунд Фрейд (см. § 5 данной главы). Все эти «стыковые», пограничные науки опираются на философское учение о закономерностях взаимодействия различных форм, уровней организации материи.
Пятая новая идея марксистской философии — материалистическая концепция сознания и человека, связанная с трудовой теорией антро-посоциогенеза. Развитие науки в XIX-XX вв. создало возможность в основных чертах объяснить, каким образом возникло сознание. С точки зрения марксизма оно сформировалось в процессе антропосоцио-генеза, т. е. развития человека под воздействием социальных факторов. (Биологические механизмы возникновения человека объяснил Чарльз Дарвин, однако анализ социальных условий этого процесса не входил в область его исследований.) Главным социальным фактором формирования человека и общества был процесс труда — в этом смысле и говорят, что «труд создал человека». Трудовая теория формирования и развития человека и человеческого сознания была изложена в статье Ф. Энгельса «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека». Его подход — с небольшими уточнениями — разделяется современными биологами и антропологами.
В ранней работе К. Маркса «Экономическо-философские рукописи 1844 года» развивались идеи европейской гуманистической философии XVI-XVIII вв. о месте человека в мире. Здесь впервые была предпринята попытка связать гуманизм с глубинными экономическими законами общественного развития. Маркс рассматривал человека как высшую ступень развития материи, способную к универсальной трудовой деятельности. Трудовая деятельность позволяет неограниченно перестраивать и преобразовывать вещество природы для удовлетворения материальных, а также духовных потребностей людей. Свое учение о будущем цивилизации основоположники марксизма строили на общефилософской концепции человека, человеческой сущности и на анализе механизмов функционирования капиталистического общества. С их точки зрения, развитие капитализма неизбежно приведет к возникновению новой общественной формации — коммунистического общества, экономической основой которого станет общественная собственность на средства производства. Только это общество создаст условия для гармоничного развития способностей каждого человека и воплощения в жизнь гуманистического идеала всесторонне развитой личности, о котором писали еще мыслители эпохи Возрождения.
Таковы наиболее важные положения марксизма, позволяющие понять особенности
Смотрите также
Демократия и свобода личности в современном государстве
Мы – источник веселья – и скорби рудник,
Мы - вместилище скверны – и чистый родник.
Человек – словно в зеркале мир, - многолик,
Он ничтожен – и он же безмерно велик.
Омар Хайям
...
Неортодоксальные (нетрадиционные) версии развития философии марксизма
Конец XIX - начало XX в. был ознаменован для России интенсивным ("вширь и вглубь")
развитием капитализма, обострением социально-классовых противоречий и конфликтов,
ростом революционного ...
Религиозно-нравственное учение Л. Н. Толстого
Лев Николаевич Толстой (1828-1910) - писатель, мыслитель и духовный реформатор,
создавший религиозно-нравственное учение непротивления злу насилием. Его жизнеучение
(он разработал именно "жиз ...