Во-вторых, неофрейдизм отказался от идеи пансексуализма, т. е. объяснения всего поведения человека с помощью полового инстинкта. Так, К. Г. Юнг понимал либидо не как сексуальную энергию, а как психическую энергию вообще. Оказалось, что сексуальные инстинкты не являются единственным стимулом человеческого поведения. Такими стимулами могут быть и агрессия, и стремление к реализации своих творческих способностей, стремление к богатству, успеху, к реализации каких-либо мировоззренческих идей и убеждений, к личному благу, к благу некой социальной группы, организации, народа, государства, т. е. самые разнообразные стремления, одни из которых общество одобряет, а другие осуждает. Все эти стимулы могут иметь, а могут не иметь сексуальную подоплеку. Из-за взаимосвязанности различных проявлений человеческой личности всегда есть возможность сопоставить их с сексуальной сферой поведения, что и делал (не всегда обоснованно) З. Фрейд.
Наконец, в-третьих, неофрейдисты опровергли утверждение, что бессознательное (Оно) и сознание (Я) всегда находятся в состоянии конфликта между собой. Такой конфликт, действительно, наблюдается у больных-невротиков, однако у здорового человека Оно, Я и Сверх-Я вполне могут находиться в состоянии гармоничной взаимосвязи. Фрейд неоправданно рассматривал личность больного, психически неустойчивого человека как универсальную модель личности вообще. Его последователи обнаружили, что внутренние конфликты, возникающие в человеческой психике, не обязательно становятся такими разрушительными и болезненно обостренными.
Неофрейдисты разработали ряд новых подходов к учению о человеке и его психике. Так, К. Г. Юнг дополнил фрейдовскую концепцию бессознательного учением о коллективном бессознательном, которое оказалось сходным у разных людей. Юнг обнаружил одинаковые образы и представления, непроизвольно появлявшиеся в древней мифологии, в сновидениях здорового человека и в фантазиях душевнобольных. Эти сходные образы он назвал архетипами коллективного бессознательного. Юнг считал, что архетипы, или образы-символы, почти не поддаются научному анализу. Однако они способны воздействовать на сознание, разрушая рациональное, логическое мышление.
Крупнейший представитель неофрейдизма Эрих Фромм разработал концепцию «гуманистического психоанализа». Гуманистический психоанализ должен восстановить гармонию между личностью и обществом, освободить человека от отчуждения и от иллюзий его бытия. Подлинной ценностью человека (в отличие от мнимых, иллюзорных ценностей, популярных в обществе середины ХХ в.) Фромм считал способность к любви. Эта идея обсуждалась в его работе «Искусство любить. Исследование природы любви». Фромм обратил внимание на то, что в поздних трудах Фрейда человеческая природа объяснялась не только сексуальностью, но и действием двух противоположных инстинктов: страсти разрушения («инстинкт смерти», или Танатос) и страсти любви («жажда жизни», «сексуальность», или Эрос). Страсть к разрушению детально обсуждалась в уже упомянутой книге Фромма «Анатомия человеческой деструктивности». Кроме концепции личности этот труд включает в себя детальное психоаналитическое исследование крупнейших политических деятелей — разрушителей XX в. (И. В. Сталина, Генриха Гиммлера, Адольфа Гитлера). В работах «Из плена иллюзий. Как я столкнулся с Марксом и Фрейдом» и «Концепция человека у К. Маркса» Фромм попытался решить проблему человека, объединив подходы марксизма, экзистенциализма и фрейдизма. Он считал, что фрейдизм и марксизм во многом взаимно дополняют друг друга. Фрейд пытался понять природу человека довольно односторонними методами, опираясь только на внутренние закономерности психической деятельности. Маркс не занимался психологией, но подошел к человеческой личности, образно говоря, с другой стороны: он рассматривал человека как продукт общества, как существо, формирующееся и развивающееся в постоянном взаимодействии со своим социальным окружением. Фромм попытался дать комплексное описание личности современного человека, объединив для этого узко психологический подход Фрейда с анализом влияния внешней социальной среды, который впервые был начат Марксом.
Смотрите также
Система теокосмического всеединства С. Л. Франка
Семен Людвигович Франк (1877-1950) - видный представитель философии всеединства,
одного из самобытных течений русской философской мысли, основы которого были заложены
В. С. Соловьевым. Созданная и ...
Философско-правовая мысль
В XIX в. в России феодализм и соответствующий ему абсолютизм, выработав в течение
столетий свой потенциал, начинают испытывать глубокий кризис в области экономики,
политики, идеологии. Все это при ...
Философия Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого
Характерная черта русской философии - ее связь с литературой ярко проявилась в творчестве
великих художников слова - А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, Ф. И.
Тютчева, И. С. Тургенева и ...