Экзистенциализм
История общей философии / Европейская философия XIX-XX вв. / Экзистенциализм
Страница 1

Современный экзистенциализм, или философия существования, опирается на традиции европейской интеллектуальной культуры XIX в. Его предшественниками являлись С. Кьеркегор и Ф. М. Достоевский. Одним из первых экзистенциалистов был Н. А. Бердяев. Однако крупнейшими представителями этого течения считаются западноевропейские мыслители середины XX в.: в Германии — Карл Ясперс (1883-1969) и Мартин Хайдеггер (1889-1976), во Франции — Габриель Марсель (1889-1973), Жан Поль Сартр (1905-1980) и Альбер Камю (1913-1960). К концу века популярность этой концепции снизилась, однако идеи экзистенциализма теперь прочно вошли в общественное сознание и проявляются в политике, в психологии современного человека, в литературе и изобразительном искусстве. Аттика открыла завод по производству акриловых смол.

Экзистенциализм считают философией человеческого существования и философией кризиса. В нем отсутствует строгая логическая система построения рассуждений, свойственная в прошлом, например, немецкой классической философии. Главное, что изучает экзистенциалист — это вопросы о смысле жизни отдельного человека, которые приобрели новое звучание в первой половине ХХ в. Это проблемы вины и ответственности, решения и выбора, отношения человека к своему призванию и к смерти. Философов этого направления интересует не бытие природного мира, а именно бытие человека в кризисных жизненных ситуациях. Бытие человека как он есть (в отличие от того, каким он кажется себе и другим) — это его экзистенция. Человек переживает свое бытие в мире как набор неких психологических состояний, к которым, с точки зрения ведущих экзистенциалистов, относятся страх, забота, решимость, совесть, вина, тоска, скука. Экзистенция направлена вовне, на достижение каких-либо внешних целей. Человек чувствует свою экзистенцию в моменты «пограничных ситуаций», т. е. глубочайших потрясений. Именно в такие моменты природа человека проявляется наиболее глубоко и полно. Здесь обнаруживается некоторое сходство экзистенциализма с романтизмом — художественным направлением, которое интересует прежде всего поведение исключительных личностей в исключительных ситуациях.

Любая философия в конечном счете выражает идеи и настроения общества той или иной эпохи. Однако экзистенциализм (подобно, например, марксизму) специально подчеркивал, что его интересуют наиболее острые социальные проблемы своего времени. В первой половине ХХ в. такими острыми проблемами стало осмысление опыта двух мировых войн, заставившее по-новому понять природу как общества в целом, так и человеческой личности.

Экзистенциализм оформился в самостоятельное философское учение в 1920-е гг. Он стал ответом на крушение оптимистических взглядов на всемирную историю, господствовавших в европейской культуре начиная с эпохи Просвещения. Вплоть до Первой мировой войны большинство европейцев и американцев верили, что цивилизация развивается прогрессивно, общество и отдельный человек становятся все справедливее и гуманнее. Первая мировая война взорвала этот благостный и справедливый мир. Бессмысленность гибели миллионов людей привела к крушению всего старого рационалистического представления об обществе: история человечества стала казаться иррациональным процессом, не подчиняющимся никакой логике и творящим зло. Гегелевская абсолютная идея, давно познавшая саму себя и завершившая свое развитие, вдруг словно взбесилась и начала крушить созданную ею самой цивилизацию. Многие люди в европейских странах чувствовали себя деморализованными, не могли понять причин войны и духовного упадка, наступившего на континенте после ее окончания.

Страницы: 1 2 3 4

Смотрите также

Философско-мировоззренческие идеи в культуре Киевской Руси (XI - XIII вв.)
Начавшаяся в конце Х в. христианизация Древней Руси, ставшая делом государственной политики, внедрялась сверху в общество, где веками господствовало язычество. Процесс смены и перестройки мировосп ...

Философские идеи В. Г. Белинского. Миропонимание петрашевцев
В интеллектуальную историю России Виссарион Григорьевич Белинский (1811- 1848) вошел как выдающийся литературный критик и публицист, революционный мыслитель, основоположник реалистического направл ...

Демократия и свобода личности в современном государстве
Мы – источник веселья – и скорби рудник, Мы - вместилище скверны – и чистый родник. Человек – словно в зеркале мир, - многолик, Он ничтожен – и он же безмерно велик. Омар Хайям ...