Этот метод очень прост. Он состоит в цикличности многократного возврата исследователя к началу одного и того же вопроса.
Суть его заключается в том, что не следует упрямо изо дня в день "долбить" один и тот же вопрос, ибо это путь к мистике. Напротив, изучая новые и новейшие проблемы, Вы возвращаетесь к одному и тому же вопросу, обогащенные новыми и разносторонними знаниями, что позволяет рассмотреть его под новыми углами зрения, уточнить место данного вопроса в общей системе знаний, воспользоваться новыми методами для его решения.
Итак, если Вы исследуете некую проблему впервые, то можете быть уверены в том, что Ваш подход будет, по необходимости, поверхностен и односторонен, а самые оригинальные мысли окажутся плодом досадных заблуждений.
Другой задачей циклических возвратов является преодоление инертности сознания - следствия общественных и личных пред- убеждений, печати первых впечатлений - того, что "бросается в глаза".
Ответьте, пожалуйста, какая партия Вас привлекает: демократическая или фашистская? Правильно, Вы "сходу" остановили свой выбор на одной из них, однако, после многократного возврата к этому вопросу (по зрелом размышлении) становится ясно, что, невзирая на их несовместимость, они исторически равнозначны, ибо все зависит не от их исходных позиций, не от их идеологий и уж, конечно, не от самоназвания, но от статус-кво, от той роли, которую они вынуждены играть в объективно сложившейся ситуации.
Так, Российская социал-демократическая рабочая партия, зиждущаяся первоначально на либеральных идеях, под давлением обстоятельств поэтапно трансформировалась в военно-революционную партию коммунистов-большевиков, затем - в партию государственного террора (период военного коммунизма), затем (во время НЭПа) в ней снова проявились черты либерализма, затем (период коллективизации деревни)-в партию тоталитаризма и т.д.
Таким образом, метод циклического возврата есть психологический прием, позволяющий исследователю последовательно уточнять, углублять и расширять познания о предмете.
Смотрите также
"Религиозный материализм" С. Н. Булгакова
Творчество Сергея Николаевича Булгакова (1871-1944) занимает в русской религиозно-философской
мысли XX в. одно из центральных мест. Он проделал впечатляющую идейную эволюцию
от сторонника "ле ...
Исторические типы философии
Философия является рациональной попыткой ответа на предельные
основания мира, природы и человека, стремлением анализировать
действительность, как она представлена в человеческом знании, чтобы увидет ...
Л. П. Карсавин: учение о симфонических личностях и философия истории
Лев Платонович Карсавин (1882-1952), как и некоторые другие русские религиозные
мыслители, приверженец метафизики всеединства, вместе с тем создал оригинальную
философско-историческую концепцию, р ...