Диалектическая логика есть некая форма конкретного неформального (то есть внелогического) моделирования, которая относится к первооснове познания - к механизму образования понятий, декларируя комплексный подход к любой проблеме.
Действительно, основная идея диалектики, восходящей от Гераклита Темного к немецким философам Шеллингу, Гегелю, Энгельсу и др., - принцип единства противоположностей - утверждает, что некое понятие имеет смысл лишь одновременно и в сравнении с противоположным понятием (произвольно взятым из ряда других противоположных понятий), причем смысл этот теряет свою определенность как в точке полного тождества понятий, так и в точке предельной абстракции ( когда понятию уже ничто не противопоставляют), что подразумевает
наличие качественных границ применимости понятий.
Что же это за логика вне логики? Наш вдумчивый читатель, возможно, заметил, что само понятие "принцип" подразумевает формально-логический подход, что, по существу, отрицает особую роль диалектики в познании.
Но образование понятий - не единственная область применения диалектической модели. В нее укладывается и третий закон Ньютона ("действие равно противодействию"), и явление магнетизма (неразрывное единство северного и южного полюсов), и теорема Геделя о неполноте арифметики, доказывающая ограниченность средств формализации и т.п.
Велик соблазн использовать диалектические средства, прежде всего принцип "единства противоположностей", как заключительный аккорд исследования или в качестве все объясняющего средства.
Рассмотрим пример с магнитным стержнем (любимый объект Гегеля). Если бы мы стали утверждать, что соединение в едином целом двух противоположных полюсов (северного и южного) есть подтверждение принципа единства противоположностей как всеобъясняющего закона, то вполне могли бы возглавить когорту защитников обскурантизма.
"В чем состоит природа нераздельности магнитных полюсов? «Вот какой вопрос должен следовать после признания того, что утверждение это не абсурдно, а сам факт не является происками лукавого. Наука давно ответила на этот вопрос, и ответ этот поучителен, как мы увидим, еще и тем, что естественное явление само способно служить мыслительной моделью и использоваться как метод исследований.
Оказалось, что магнитное поле, будучи всегда замкнутым, вовсе не имеет полюсов, но зато имеет направление, а "полюса" суть проявление неоднородности этого поля.
Итак, пара противоположных понятий: северный и южный полюсы, выражает направление и потому есть вектор, есть целое от природы, а не нечто насильно мысленно совмещенное.
Понятие вектора, поля векторов и т.п., как упорядоченного набора чисел или терминов, хорошо развито во многих разделах математики: геометрии, алгебре, теории графов, теории отношений и пр. Известны представления о векторах одномерных, или линейных, двумерных, или плоских, трехмерных, или пространственных, и многомерных, для которых нельзя подобрать зрительные аналоги. Поэтому вполне резонно от понятия пары противоположностей - "ядра диалектики" - перейти к понятию многомерных векторов противоположностей, или к полилек-тике.
Обратимся к примерам. Красота-безобразность есть одномерный вектор. Теперь рассмотрим двумерный вектор, состоящий из двух пар понятий:
-красота - слабость;
-безобразность-сила.
Под эти понятия легко подвести проблему эмансипации (омужеств-ления) женщин. (Шутка).
Перейдем к примеру трехмерного вектора, или, скорее, матрицы понятий:
-красота - слабость и религиозность - обывательщина;
-безобразность - сила и атеистичность - политичность;
-нейтральность - сила и религиозность - политичность.
Этот набор (так и должно быть) можно интерпретировать как угодно, например, так:
1-ый вектор - это религиозная и аполитичная в своей массе женская половина общества;
2-ой вектор - атеистичная и политизированная в своем большинстве мужская половина;
3-ий вектор - теократическое государство.
Тогда моделируемую ситуацию в целом можно представить, скажем, так:
" Привлекательность женщин, при их беспомощности, побуждает мужчин, невзирая на расхождение их мировоззрений, поставить религиозность во главу государственной политики". И т.п.
Смотрите также
Религиозно-нравственное учение Л. Н. Толстого
Лев Николаевич Толстой (1828-1910) - писатель, мыслитель и духовный реформатор,
создавший религиозно-нравственное учение непротивления злу насилием. Его жизнеучение
(он разработал именно "жиз ...
Философские идеи в культуре Московской Руси
Если эпоху Киевской Руси можно назвать своего рода периодом ученичества, началом
приобщения к мировой культуре, главным событием которого было введение христианства,
то основным содержанием эпохи ...
Оценка труда и персонала
Методы индивидуальной оценки. Оценочная анкета представляет собой стандартизированный набор вопросов или описаний. Оценивающий отмечает наличие или отсутствие определенной черты у оцениваемого и ста ...