Дождь, град, снег, туман, иней - вот простейший пример. Наконец, остановимся на одной трудности в теории детерминизма. Речь пойдет о поиске критерия, который бы позволил определить: "Что является причиной чего?" Проблема состоит в том, что неясна даже форма, в которой мы хотели бы получить ответ на вопрос. Хотя некоторые атрибуты причинности, как то: непосредственность воздействия, сдвиг по времени, обмен энергиями между причиной и следствием и т.п., - общеизвестны, тем не менее, они не позволяют однозначно утверждать, что "Б" является следствием "А". Разумеется, из вышедекларированного принципа множественности причин долен следовать вывод о бесконечном поиске причины, но вопрос заключается в ином: некое явление может оказаться вовсе не той причиной, о которой мы думаем, тогда как существует вполне определенная рядоположная причина, и здесь бессильны любые определения.
Если поиски причины есть способ установления связи явлений ретроспективно, то разработка прогноза есть путь отыскания связей в перспективе.
Прогноз есть лишь частичное знание, поскольку будущее, взятое за достаточно большой промежуток времени, неопределенно. Оно не определено не только в отношении ограничительно-моделирующей способности человека, но и любой другой /нечеловеческой/ моделирующей системы, то есть системы, "прокручивающей" модель событий быстрее, чем бы они развивались на самом деле. Более того, нам представляется, что говорить о связи времен вне понятия модели бессмысленно, ибо время, взятое вообще, едино и не имеет границы между прошлым и будущим. Так же бессмысленно рассуждать об истинности вне познания.
Так, вне конкретной политической модели бессодержательной представляется постановка вопроса: "Определяет ли социальный статус сегодняшнего дня день завтрашний?"
Если, например, мы моделируем нынешнее политико-экономическое положение на Украине, как начальную фазу процесса разгосударствления полукрепостнической экономики, то и набор возможных вариантов "завтрашнего дня" следует брать из арсенала аналогичных, уже случавшихся событий; если же мы оцениваем нынешнее состояние, как модификацию социализма, то поле вариантов "развития" находится в прошлом.
Вообще, отношение времен можно сравнить с работой музея. Его экспозиция - это настоящее-актуальное, а бесконечное хранилище -настоящее-потенциальное. Смена экспозиции есть непрерывный процесс перехода от настоящего к будущему, а частичный возврат экспонатов в хранилище - "формирование" прошлого. Поскольку же обновляют не все экспонаты, постольку настоящее частично присутс-твует в будущем.
Поскольку часть вещей повторно возвращается в экспозицию, постольку прошлое присутствует в настоящем. Непредсказуемость будущего в приведенной аналогии означает, что не известен бесконечный перечень хранящихся экспонатов, но известно лишь кое-что из того, что когда-то экспонировалось и было возвращено в хранилище. Поэтому будущее в какой-то мере не знает самого себя. Но если бы будущее не включало в себя элементы настоящего как некий инвариант для сравнения, то не могло бы возникнуть и ощущение процесса.
Смотрите также
Л. П. Карсавин: учение о симфонических личностях и философия истории
Лев Платонович Карсавин (1882-1952), как и некоторые другие русские религиозные
мыслители, приверженец метафизики всеединства, вместе с тем создал оригинальную
философско-историческую концепцию, р ...
Глобализационные процессы в современном мире
Автор полагает, что тема данного исследования
актуальна, так как, во-первых, связана с новым направлением в философской науке
– философии глобальных проблем, во-вторых отражает противоречиво ...
Взгляд на развитие воспитания
Творчество Платона по сегодняшний день остается в центре внимания исследователей различных направлений. Для историков и для антиковедов, в частности, его труды интересны, прежде всего, как отражение ...