Целостность и единство природы состоит, на наш взгляд, во взаимопроникновении трех ее сущностей-абстракций: тяжелой материи, организации и процесса.
При этом понятие пространства входит как составляющая в категорию организации, понятие времени - в категорию процесса и т.д.
Тяжелая материя - то, что имеет массу: физические тела и физические поля.
Вещи имеют форму, а поля - направление, им присущи определенная фактура и взаиморасположение и т.п. Все это является моментами организации. Кроме того, вещи и поля перемещаются, изменяются, превращаются и т.д., то есть процессируют.
В то же время, процессы имеют свою организацию, отображаемую в форме законов природы.
Наконец, организация тяжелой материи находится в постоянном процессе и т.д.
Высказанные представления не столько являются определениями природы, покрытой мраком человеческого неразумения, сколько взаимоопределением выше названных понятий.
Далее, невозможно мыслить целостность мира отдельно сегодня и отдельно завтра. Мир целостен, будучи понятым как единое во все времена. Исходя из этого принципа, следует заключить, что сегодняшнее не полагает завтрашнее всецело (иначе мир состоял бы из одного "сегодня", точнее - из безвременного мгновения), но частично предполагает его (иначе мир состоял бы из ничем не объединенных временных отрезков).
Более того, мир сейчас существует во всем своем прошлом и будущем. Тем самым снимается противоречие "не существующего настоящего", представленного мгновением между прошлым и будущим, то есть временным промежутком нулевого размера.
Истинность этих столь же логичных, сколь неправдоподобных представлений подтверждается известным фактом: видимые нами звезды и далекие галактики существуют для нас, для всего земного такими, какими они были в прошлом миллионы лет тому назад.
В то же время, испускаемые сегодня Землей гравитационные волны, отражаемый свет и т.п. дойдут до далеких миров, когда наша планета, возможно, погибнет.
Инвариантность законов природы также подтверждает принцип временной целостности мира.
Не только настоящее есть частичная причина будущего, но и будущее, коль скоро оно неотвратимо и прогнозируемо, - причина настоящего.
Отсюда следует, что не только прошлое - причина настоящего, но и настоящее - (о, ужас!) причина прошлого. (Ведь прошлое творилось с учетом перспективы настоящего). Вышесказанным мы ни коим образом не хотим "отменить" понятие времени, как принципа однонаправленности, или неповторимости, но сомневаемся в его абсолютности. Поэтому правильно будет сказать, что нельзя повторить то, что неповторимо, однако, не все пронизано неповторимостью и однонаправленностью.
Обычно естественно-природный процесс представляют в виде набора разнокачественных явлений. Одно явление - химическая реакция кислорода с водородом, другое - движение планет, третье - горообразование, иное - человеческая цивилизация и т.д.
Моделирование целостного процесса посредством разнокачественных составляющих приводит нас к понятию причинности - непосредственной или опосредствованной связи и взаимообусловленности явлений. Образно говоря, явленческую модель мира можно представить в виде некой сети или объемной решетки, узлами которой служат различные явления. Но если каждый узел мы будем представлять в виде первичного атомарного явления, то получим примитивно-механистическую модель мира.
Смотрите также
И. А. Ильин: философия духовного опыта
Иван Александрович Ильин (1883-1954) - философ, политический мыслитель, культуролог,
блестящий публицист - внес заметный вклад в развитие русской философии. В центре
его напряженных раздумий всегд ...