Никто никогда не видел, чтобы нечто живое возникло из неживого: будь то животные, растения, бактерии или "атомы жизни" - дезо-кси-рибонуклеиновая кислота.
Поэтому первое, что напрашивается для объяснения феномена жизни (это болезненное желание обывателя объяснить все и вся непременно и несмотря ни на что!) должно быть чем-то таким, чему жизнь присуща как таковая. Таким образом должно было возникнуть представление об особой жизненной (витальной) силе.
Обычно "жизненная сила" представляется в виде потусторонней, колдовской субстанции или в материализованной форме - в виде "поля", "излучения" и др.
Понятие потусторонности вытекает из представления о существовании сил природы двух видов - подвластных человеку и не подвластных ему. Возникновение жизни, как мы сказали, не подвластно человеку.
В свою очередь, неподвластные человеку силы подразделяются на естественные (например, внутренние силы Земли, влекущие землетрясения и т.п.) и антропоморфные, или "потусторонние" (имеющие волю и разум как моменты своей организации, но не имеющие "плоти").
Поскольку естественная наука не дает ответа на поставленные вопросы, эта ниша знаний заполнена паранаучными представлениями. Напротив, философский подход к проблеме не только позволяет отделить известное от домыслов, но в ряде случаев демонстрирует, что мы знаем несколько больше о предмете, чем думаем.
Для философски-научного приближения к пониманию жизни, неотрывному от понимания ее происхождения, следует использовать, как мы думаем, понятия структурированности и неструктурированности (хаоса) как двух сторон единого целого.
Представление о неструктурированной материи дает однородное стационарное физическое поле - нечто наподобие водной глади. Структуру имеет все телесное: атомы и песчинки, молекула: и кристаллы, жидкости и твердые тела, живая клетка и живое общество .
Исходя из этих представлений, следует сделать вывод, что живое, как нечто структурированное, рядоположно неживому и в этом смысле не может возникнуть из неживого. Обе формы возникают из третьей -неструктурированной. Ясно также, что явление жизни, как структуры, относительно, то есть должен существовать такой элементный уровень структуры, на котором противопоставление живого неживому утрачивает смысл.
И действительно понятие жизни лишается своего смысла уже на нетелесном - атомарном уровне рассмотрения живого существа. На этом уровне вообще отсутствует понятие тела: как живого, так и неживого.
Живое не только не может возникнуть из неживого, но не может непосредственно превратиться в неживое. Действительно, умершее тело остается органическим телом, т.е. более не функционирующим живым телом. Своей органической природы оно лишается впоследствии (или не лишается, как например, мощи или охлажденное тело и т.п.) путем распада органических молекул на атомы, то есть - переходя в нетелесную субстанцию.
С другой стороны, понятие жизни умаляется также космическими масштабами, ввиду относительной ничтожности последней, краткосрочности ее существования и др.
Все же мы не можем сказать, как возникает живое и что есть жизнь (теоретический метод не позволяет решить эту проблему), и даже не можем отрицать необходимость существования особых (может быть просто непознанных) причин ее возникновения и поддержания. Поэтому сконцентрируем наши дальнейшие усилия на проблеме структуризации, как таковой.
В механизмах структуризации, наряду со случайностью и произволом природы, удается вычленить естественные правила, закономерности и фундаментальные законы. Этой группе законов (искусственно оторванной бытующим мнением от деструктивных законов) соответствует укоренившаяся в философии идея "всемирного разума". (Термин "всемирный разум" носит антропоморфный характер лишь номинально,
являясь, по сути, понятием объективным - моментом природы вещей).
Все живое и неживое усложняется, развивается, деградирует и воспроизводится по законам всемирного разума. По этим законам (известным или еще неизвестным) бактерии трансформируются в водоросли, рыбы - в земноводных, первобытное общество - в цивилизованное и т.д. По этим законам птицы вьют гнезда, а креветки строятся в свои фаланги, пчелы лепят соты, моллюск конструирует ажурную раковину, зародыш газели формирует сложнейший и красивейший организм .
Отметим, что в определении активного начала важно оттолкнуться от определенной "системы отсчета", без чего это понятие теряет всякий смысл. Так например, если субъектом действий признавать не саму птицу, а исходить из целостного представления о жизни, где птица -один из ее моментов, - то правильным будет сказать, что гнезда самовозникают посредством птиц и т.д.
Так, с точки зрения человека-субъекта именно он конструирует некое изделие, а с позиции целостности жизни (учитывая то, что сам человек - творение природы) это изделие самовозникает по законам всеобщего разума, будучи опосредствовано конкретным индивидом.
Смотрите также
Оценка труда и персонала
Методы индивидуальной оценки. Оценочная анкета представляет собой стандартизированный набор вопросов или описаний. Оценивающий отмечает наличие или отсутствие определенной черты у оцениваемого и ста ...
Глобализационные процессы в современном мире
Автор полагает, что тема данного исследования
актуальна, так как, во-первых, связана с новым направлением в философской науке
– философии глобальных проблем, во-вторых отражает противоречиво ...
Учет и аудит вексельных операций
Ценные бумаги – это и инструмент привлечения средств и объект вложения финансовых ресурсов, а их обращение - сфера таких весьма рентабельных видов деятельности, как брокерская, депозитарная, ...