Сказанное, между прочим, объясняет, почему Советский Союз и Западная Германия, имевшие после II Мировой войны сходный научно-технический потенциал, но разный социальный статус, так и остались на разных ступенях общественного развития, а в то же время Восточная Германия, военно-политическое воздействие на которую было оказано разом и повсеместно, исключительно быстро сменила общественный статус, причем, сделала это дважды: сначала - в направлении социализма, затем - в сторону капитализма.
Другой причиной легкости этих метаморфоз было "граничное" состояние общественных отношений в Германии, а именно, буржуазно-феодальных, что еще раз подтверждает нашу мысль о том, что к социальным преобразованиям должно быть готово все общество, а не отдельные его представители.
Рассмотрим еще один пример диссонанс бытия и сознания. Когда мы противопоставляем цивилизованного человека дикарю - это сравнение по интеллекту и по поведению. Но когда мы сопоставляем общественные домены (государства, княжества и пр.), граждане которых находятся на одном интеллектуальном уровне, то обнаружим, тем не менее, существенные различия в шаблоне поведения /политический строй, экономические отношения, правила морали, религиозный статус и т.д./.
Таковы разновидности, значение и место сознания в жизни людей -быстро меняющегося и необъяснимо инертного, в равной мере ведомого и ведущего (как притча о первичности яйца или курицы) и т.п.
Смотрите также
Л. П. Карсавин: учение о симфонических личностях и философия истории
Лев Платонович Карсавин (1882-1952), как и некоторые другие русские религиозные
мыслители, приверженец метафизики всеединства, вместе с тем создал оригинальную
философско-историческую концепцию, р ...
Немарксистская философия в СССР. М. Бахтин. М. Мамардашвили
В 20-30-е годы в Советской России продолжали работать мыслители, начавшие свой творческий путь до революции и непосредственно развивавшие традиции русской философии XIX в. Однако после первой волны ...
Экзистенциально- персоналистическая философия Н. А. Бердяева
В творчестве Николая Александровича Бердяева (1874-1948) нашла яркое выражение
характерная для русской философской мысли религиозно-антропологическая и историософская
проблематика, связанная с пои ...