Но мир не разумен не только в целом, но и в своих локусах. Посмотрим, чем поистине занимается правительство - так называемый, распорядительный и исполнительный орган. Разве правительство занимается проблемами изменения хозяйственных, семейных и т.п. отношений? - Ничуть. Сфера правительства - это электрификация, машиностроение, здраво - охранение и т.д., то есть слепое строительство пчелиных сот, проходящее в борьбе мнений и интересов.
Ну а парламент? Ведь это законодательный орган. Он разрабатывает законы, по которым должно жить общество или, во всяком случае, его законы должны отражать общественное бытие.
Вопрос поставлен принципиально, но и здесь ответ прост: парламентский закон (как и любой другой) - это паллиатив противоречивых интересов или (в худшем случае) плод односторонних интересов, то есть при любых обстоятельствах это не есть разумное (чисто рассудочное) управление общественными отношениями.
В качестве конкретного примера приведем феномен "демократизации" государственных институтов в периоды общественных кризисов. Мы имеем ввиду такие периоды, точнее, их начальную стадию, когда новое еще очень слабо и мало распространено. Поэтому представители нового находятся во вновь созданных органах демократии (ареопаге, думе, совете, парламенте и пр.) в мень-шенстве, составляя "оппозицию" консервативному и реакционно настроенному большинству. Тем самым создается искусственное (от имени народа) противодействие историческому развитию. И чем более демократична избирательная система, тем адекватнее избранные народом представители отображают структуру общественного сознания, истинное соотношение мнений, заведомо тяготеющее к консервативно-реакционному краю.
Такую ситуацию мы имеем в наше время в России, Белоруссии, Украине и прочих бывших "республиках" Советского Союза.
С другой стороны, уже давно общим местом стали жалобы схоластов от науки на то, что активные политики не желают учиться на исторических ошибках (по-видимому, по незнанию), повторяя их снова и снова. Наш читатель улавливает, что само понятие ошибки, уместно лишь при разумном действовании, при разумном управлении государством (если бы таковое было возможно). В действительности же то, что одни считают исторической ошибкой, а другие, напротив, - верным решением, как правило, является исторической необходимостью и, как таковое, многократно тиражируется в аналогичных исторических ситуациях. Действительно, никто не считает "ошибкой" отклонение кометы от расчетной траектории, и если возмущающая сила постоянна, то "ошибка" будет регулярно повторяться и т.п.
Итак, мы готовы прийти к заключению, что отнюдь не разум
движет общественным процессом, взятым как целое.
В то же время, человеческий разум есть момент всемирного разума - некой структурообразующей силы, которая "создает" или "проявляется" в сложнейших конструкциях внутриатомых структур, в изящных формах кристаллов, в морфологии всего живого, в том числе человека и человеческого общества.
Поэтому, хотя общество не живет человеческим умом, но оно разумно как продукт всемирного разума, которым "созданы" и пчелиная семья, и пчелиные соты, логарифмическая спираль улитки и купол медузы и т.п.
Так что, бытие человека, как биологического вида, поддерживается и регулируется теми же законами, что и существование животных других популяций.
Таким образом, мы показали, что человеческое общество есть общество разумных, но, как целостное образование, - это одна из объективных и малопознанных самопроцессирующих структур.
Смотрите также
Миросозерцание Ф. М. Достоевского
Творчество Федора Михайловича Достоевского (1821-1881) относится к высшим достижениям
национальной культуры. Его хронологические рамки - 40-70-е гг. - время интенсивного
развития русской философск ...
Интуитивизм и иерархический персонализм Н. О. Лосского
Характерной особенностью русской религиозной философии конца XIX-XX в. является
поворот к метафизике. В этом отношении она в известном смысле опередила аналогичный
поворот к онтологии, осуществлен ...
Оценка труда и персонала
Методы индивидуальной оценки. Оценочная анкета представляет собой стандартизированный набор вопросов или описаний. Оценивающий отмечает наличие или отсутствие определенной черты у оцениваемого и ста ...