По определению качественный анализ явления есть процесс абстрагирования от количественного момента, когда количественные отношения не изучены, когда не известна мера вещей. Качественный анализ реализуется, как известно, логическими приемами, тогда как количественный анализ - численными методами.
Качественный подход, как прием абстрагирования, является относительно простым и действенным средством исследования, но, если на нем безоглядно настаивать, он неизбежно приводит к ложным или бессмысленным результатам. (Здесь достаточно упомянуть апории Зенона, неразрешимые логически, но вполне решаемые средствами элементарной алгебры или методами математического анализа).
Но обратимся к понятию меры. Прежде всего к мере следует отнести качественные градации в пределах одного понятия. Например, капитализм может иметь зачаточную форму, начальную стадию, развитый капитализм и т.д. Приведенная градация сугубо качественна, ибо каждый уровень представляет собой совокупность разнохарактерных моментов (технических, экономических, семейных, природных и др.), тогда как количественно сравнивать можно лишь однородные, узкопонятийные явления (цена товаров, прибыль предприятий и др.).
Таким образом, если при качественном исследовании ученый оперирует обобщенными понятиями, то измерительный подход предполагает расчленение сложных понятий на столь простые, что можно установить (задать, определить) единицы измерения - основу любых расчетов.
Скажем более того, возвращаясь к предыдущему: пока не определена мера взаимопревращаемых понятий, до тех пор не может быть уверенности в объективности наших представлений.
Например, физика обнаружила чисто количественные различия между качественно различными цветами радуги, найдя для этого меру цвета - длину световой волны. А нашла ли социология такую структурную единицу, с помощью которой можно было бы сравнить, измерить, например, капитализм и социализм?
Для ответа на поставленный вопрос рассмотрим вначале в качестве аналоговой модели детский конструкторский набор, состоящий из перфорированных стержней и штифтов, с помощью которых эти стержни можно соединить в ту или иную конструкцию - насколько хватит фантазии. В этом случае вопрос ставится так: "Чем измерить различные конструкции?"
Попытаемся решить эту задачу. Если сравниваемые фигуры имеют одинаковое количество стержней и штифтов, то они тождественны по данной мере. Однако они могут различаться по другим мерам: по максимальному количеству стержней в одном узле, по степеням свободы модели, по максимальной нагрузке, приходящейся на стержни и т.п. Это объективный способ определения меры. Но можно дополнительно задаться некоторой целью, например, эстетичностью конструкции или степенью схожести с прототипом (поездом, пистолетом и др.).
В последнем случае для измерения, как правило, применяют оценку в баллах, а измерительным инструментом служит интуиция.
Выяснив наши возможности на качественно простом примере, вернемся к проблеме сравнения общественных формаций.
Для этого введем целевое понятие - "степень необходимости выбора", или лучше - "степень проблемности", как необходимость принятия жизненно важного решения в ситуации возможного выбора.
Смотрите также
Экзистенциально- персоналистическая философия Н. А. Бердяева
В творчестве Николая Александровича Бердяева (1874-1948) нашла яркое выражение
характерная для русской философской мысли религиозно-антропологическая и историософская
проблематика, связанная с пои ...
Антропологический принцип Н. Г. Чернышевского
Н. Г. Чернышевский относится к числу тех немногих в XIX в. русских мыслителей,
которых с полным правом можно назвать политическими философами. Он был хорошо знаком
с предшествующей историей мышлен ...
Исторические типы философии
Философия является рациональной попыткой ответа на предельные
основания мира, природы и человека, стремлением анализировать
действительность, как она представлена в человеческом знании, чтобы увидет ...