3. Учение о человеке и обществе
История русской философии / Философские взгляды теоретиков основных идейных течений в России XIX в. / Антропологический принцип Н. Г. Чернышевского / 3. Учение о человеке и обществе
Страница 7

С другой стороны, освободительные движения часто возглавляли люди, у которых энтузиазма было больше, чем проницательности, а то и просто "прогрессивные глупцы". Преобразователи приступали к делу слишком часто "раньше времени", были "и нетерпеливы, и нерешительны, и легковерны". Не только "модерантисты", но и радикалы часто вступали в противоестественные союзы с реакционерами; большая часть революционеров боялась включить в свои программы "те преобразования, которые нужны массе", скажем, "аграрные перевороты". Сплошь и рядом "люди, лишенные политического знания", оказывались "по своей неопытности и наивности игрушками в руках интриганов"; "плуты" заводили взявшихся за историческую работу людей "в болото"; доверчивость к обманщикам чаще всего губила доброе дело.

Наконец, Чернышевский фиксирует еще одну неблагоприятную для исхода революций тенденцию - возникновение в ходе их сверхцентрализованных военно-бюрократических режимов, "механизма", "действительно самого лучшего", для "достижения безграничного произвола лицу, держащему его в руках".

Как видим, антропологический принцип в политике, политической истории для Чернышевского - это подход к феномену революции с позиций исторического реализма, попытка выявить все плюсы и минусы революционного способа действий.

Чернышевский не отрицал реформистского пути развития - "как отвергать возможность того, что происходит?". Более того, он пытается выяснить возможности исторического движения в рамках этих форм, заменяющих, как он выражается, "первобытные" способы развязки столкновений в обществе способами "правильной и спокойной развязки". Предпочтительность - при наличии таких форм - "спокойного" хода улучшений не вызывает у него сомнений. То, что отделяло подлинного демократа Чернышевского от либералов, поклонявшихся любой реформистской возможности движения, заключалось отнюдь не в отрицании благотворности реформ, а в осознании условий, без наличия которых реформа не может осуществляться "удовлетворительным образом". Если нет в стране политических сил, способных провести преобразования, реформы обречены - здесь уж ничего не поделаешь. Ибо никакая государственная власть сама по себе не может "заменять собою результаты индивидуальных усилий в общественных делах".

Для современной общественной мысли продолжают оставаться актуальными политический реализм Чернышевского, его стоически-бесстрашное отношение к истине, какой бы она ни была, трезвое отношение к деятельности людей, в том числе в переломные моменты истории. Берти Дж. Демократы и социалисты в период Рисорджименто. М., 1965. С. 11. Чернышевский Н. Г. Полн. собр. соч.: В 15 т. Т. 3. С. 180. Чернышевский Н. Г. Полн. собр. соч.: В 15 т. Т. 3. С. 180. Там же. С. 364. Там же. Т. 7. С. 14. Чернышевский Н. Г. Полн. собр. соч.: В 15 т. Т. 4. С. 495. Там же С. 7. Там же. С. 65 Там же. Т. 5. С. 176. Там же. Т. 6. С. 337. Чернышевский Н. Г. Полн. собр. соч.: В 15 т. Т. 5. С. 607. Там же. Т. 9. С. 334. Там же. Т. 7. С. 46. Там же. С. 47. Чернышевский Н. Г. Полн. собр. соч.: В 15 т. Т. 9. С. 35. Там же. С. 36. Там же. Т. 6. С. 12. Чернышевский Н. Г. Полн. собр. соч.: В 15 т. Т. 7. С. 875 Там же. Т. 10. С. 92. Чернышевский Н. Г. Полн. собр. соч.: В 15 т. Т. 6. С. 21. Там же. Т. 13. С. 134. Там же. Т. 5. С. 402.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8

Смотрите также

Миросозерцание Ф. М. Достоевского
Творчество Федора Михайловича Достоевского (1821-1881) относится к высшим достижениям национальной культуры. Его хронологические рамки - 40-70-е гг. - время интенсивного развития русской философск ...

Философские идеи В. Г. Белинского. Миропонимание петрашевцев
В интеллектуальную историю России Виссарион Григорьевич Белинский (1811- 1848) вошел как выдающийся литературный критик и публицист, революционный мыслитель, основоположник реалистического направл ...

Диалектика сознательного и бессознательного
...