Николай Александрович Добролюбов (1836-1861) родился в Нижнем Новгороде. В 1847-1857 гг. учился в Нижегородском духовном училище, семинарии и в Петербургском Главном педагогическом институте. С 1857 г. - постоянный сотрудник журнала "Современник" и сатирического приложения к нему - листка "Свисток" (с 1858 г.), ближайший помощник и друг Н. Г. Чернышевского. В 1860-1861 гг. около года пробыл за границей, лечась от туберкулеза. Вернувшись на родину, он вскоре умер в возрасте 25 лет. Похоронен в Петербурге на Волковом кладбище. Самая актуальная информация замена колодок ауди q5 у нас.
Общая характеристика философской концепции. Некоторые историки русской философии считают, что публицист и литературный критик Добролюбов не был философом, а затрагивал философские вопросы лишь мимоходом, случайно и в лучшем случае являлся пропагандистом идей материализма и утилитаризма, заимствованных у Фейербаха непосредственно (либо через Чернышевского) или у Молешотта и Бюхнера, и что философские взгляды русского мыслителя необходимо рассматривать как разновидность фейербахианства, вульгарного материализма и т. д. Однако в его творчестве наблюдаются черты самостоятельности, оригинальности, определенной самобытности, в том числе и в философском плане.
Формирование мировоззрения Добролюбова шло в период, когда в русской мысли наблюдался отход от идеализма гегелевского типа и натурфилософских построений в духе Шеллинга и Окена в сторону более реалистических, эмпирических, позитивистских и материалистических концепций. Еще будучи семинаристом, Добролюбов испытал влияние этого процесса, о чем свидетельствует его внимание к естественно-научной литературе и весьма положительное отношение к "Письмам об изучении природы" Герцена. Духовно-академическая философия, хотя она и дисциплинировала его философский ум, снабдила специальными познаниями, в частности из логики и психологии, воспринималась им весьма критически. Уже тогда Добролюбов пришел к ряду важных для последующего своего развития выводов: об односторонности отвлеченного идеализма и вульгарного материализма, который унижает достоинство личности; о неправомерности рассмотрения души и тела как совершенно самостоятельных существ; у него складывались симпатии к антиспекулятивным философским концепциям, которые опираются на факты и вместе с тем поднимают их до уровня философских обобщений. Став в годы нарастания в обществе борьбы за отмену крепостного права соратником Чернышевского, Добролюбов окончательно определил свои мировоззренческие позиции, за свою короткую жизнь успел поставить ряд важных философских проблем.
Как общественный деятель и мыслитель он исходил из необходимости расширить мировоззрение, по его словам, "до понимания общих нужд и потребностей человечества", что дает возможность образованному человеку перенести свои теоретические взгляды и убеждения в сферу человеческой деятельности. Добролюбов разделял, таким образом, общую для всего русского революционного просвещения 40-60-х гг. XIX в. установку на внедрение философии в жизнь, превращение ее из орудия чистого познания также и в орудие оценки действительности, в философию дела, философию действия.
Добролюбов не успел сколько-нибудь подробно изложить свой конечный общественный идеал. Его высказывания "об общественной солидарности и о равновесии прав и обязанностей", об обществе с равными правами и общим имуществом всех людей, личные признания в приверженности социализму, симпатии к западноевропейским социалистам-утопистам, отсутствие у него акцентов на юридическое закрепление "прав человека и гражданина", и в первую очередь права собственности, - свидетельства значительных отличий просветительства Добролюбова от просветительства XVIII в.
Просветителем Добролюбов выступает и в других, в том числе и философской, сферах. Для него характерны просветительский универсализм, апелляция к общечеловеческим интересам науки и искусства, "чистая любовь к человечеству, не возмущаемая интересами партий", толкование патриотизма как одного из видовых проявлений любви к человечеству, проистекающей из желания делать добро.
Добролюбов - непримиримый противник теологии, всякой метафизики, оторванной от жизни. Его идеал - философия, основывающаяся на здравом смысле и простой логике, присущей всякому умному человеку; это - философия, пробуждающая "задремавшие силы народа". Он постоянно оперирует понятиями "естественный, здравый разум", "логика здравого смысла", "естественный ход мышления", высоко ценит "людей чистой науки", если они прислушиваются к естественным и здравым требованиям ума. Симпатичны ему только та наука и то просвещение, которые не оторваны от социальной действительности, способствуют развитию в человеке благородных стремлений, возбуждают уважение к началам справедливости. Сциентизм, получивший в Западной Европе уже к середине XIX в. определенное влияние, равно как сухое, отвлеченное "математизированное" мышление в духе учения Декарта, мышление "без всякого участия сердца", чужды Добролюбову. Стремление "стать с природой в самые рационалистические отношения" - в сфере философии природы; поиск простых и здравых взглядов на соотношение души и тела - в антропологии; выдвижение на первый план понятий "природа человека", "естественный (разумный) порядок вещей", "естественные и неестественные общественные отношения", договор человека с обществом в философии истории; приверженность теории разумного эгоизма - в этике; ориентация литературы и искусства на то, чтобы с их помощью человечество, народ осознали свои права, силы, естественные стремления, потребности, наклонности, составили правильные понятия об окружающей действительности и продвинулись вперед в своем развитии, - основные признаки просветительского характера философии Добролюбова.
Смотрите также
"Религиозный материализм" С. Н. Булгакова
Творчество Сергея Николаевича Булгакова (1871-1944) занимает в русской религиозно-философской
мысли XX в. одно из центральных мест. Он проделал впечатляющую идейную эволюцию
от сторонника "ле ...
Экзистенциальный иррационализм и нигилизм Л. Шестова
Философские воззрения Л. Шестова, в силу их сугубой иррациональности и парадоксальности,
трудно подвести под какое-то общее определение. Мастер афористического философствования,
"ниспровергат ...
Интуитивизм и иерархический персонализм Н. О. Лосского
Характерной особенностью русской религиозной философии конца XIX-XX в. является
поворот к метафизике. В этом отношении она в известном смысле опередила аналогичный
поворот к онтологии, осуществлен ...