Эстетическим идеалом Добролюбова является "полное слияние науки и поэзии", науки и искусства, что означает "свободное претворение самых высших умозрений в живые образы и вместе с тем полное сознание высшего, общего смысла во всяком, самом частном и случайном, факте жизни".
Добролюбов развивал концепцию "фактической критики", согласно которой критик "дает нам верную, полную, всестороннюю оценку писателя или произведения, который произносит новое слово в науке или искусстве, который распространяет в обществе светлый взгляд, истинные, благородные убеждения". Главным в такой критике выступает критерий различения "авторов, служащих представителями естественных, правильных стремлений народа, от авторов, служащих органами разных искусственных тенденций и требований". При этом Добролюбов применял метод разграничения художника как мыслителя и художника как "воспроизводителя явлений действительности". Так, считая отчасти неверной, отчасти недостаточной характеристику А. Н. Островского как проповедника патриархальных начал русского быта, он ценил его произведения не по выраженному писателем мировоззрению, а по правде его изображения. Островский коснулся высших, общечеловеческих интересов - в этом ценность его произведений с точки зрения эстетической теории Добролюбова.
Многочисленные статьи и рецензии Добролюбова, затрагивавшие острые, общественно-значимые вопросы, проблемы литературной критики и эстетики, педагогики и этики, истории и философии, имели в обществе столь большое влияние, что Н. Г. Чернышевский считал своего единомышленника главой всей передовой русской мысли конца 50 - начала 60-х гг. Чернышевский скромно обошел свою роль в это десятилетие, но его оценка деятельности Добролюбова недалека от истины. Добролюбов Н. А. Собр. соч.: В 9 т. М; Л., 1961-1964. Т. 2. С 231. Добролюбов Н. А. Собр. соч. Т. 4. С. 262. Там же. Т. 2. С. 437. Добролюбов Н. А. Собр. соч. Т. 4. С. 434. Там же. С. 450. Добролюбов Н. А. Собр. соч. Т. 6. С. 303. Там же. Т. 3. С. 223. Там же. Т. 5. С. 365-366. Добролюбов Н. А. Собр. соч. Т. 6. С. 102-103. Там же. Т. 3. С. 15. Добролюбов Н. А. Собр. соч. Т. 6. С. 314. Там же. Т. 5. С. 470. Там же. Т. 2. С. 394-395. Там же. Т. 4. С. 372. Добролюбов Н. А. Собр. соч. Т. 6. С. 309. Там же. Т. 5. С. 23. Там же. Т. 6. С. 313. Там же. Т. 5. С. 24. Там же. Т. 1.С. 184. Там же. Т. 6. С. 311.
Смотрите также
Философия народничества
Поскольку народничество представляет собой в первую очередь общественное движение,
то возникают вопросы, есть ли у него свои философы, насколько правомерны понятия
"народническая философия&qu ...
Философско-правовая мысль
В XIX в. в России феодализм и соответствующий ему абсолютизм, выработав в течение
столетий свой потенциал, начинают испытывать глубокий кризис в области экономики,
политики, идеологии. Все это при ...
Экзистенциально- персоналистическая философия Н. А. Бердяева
В творчестве Николая Александровича Бердяева (1874-1948) нашла яркое выражение
характерная для русской философской мысли религиозно-антропологическая и историософская
проблематика, связанная с пои ...