Но во всем этом властвует (и благодаря этому становится возможна научность, описание, трансцендентально-феноменологическая истина) устойчивая типика, которая, как уже было сказано, есть сущностная типика, методически охватываемая как чистое априори. Примечательно и в философском отношении очень важно здесь то, что это касается и нашего первого титула, жизненного мира и универсума его объектов, который при всей своей относительности все же конституирован как единство. Собственно говоря, он и без всякого трансцендентального интереса, т. е. в «естественной установке» (на языке трансцендентальной философии: в наивной установке до эпохе) мог бы стать темой собственной науки — онтологии жизненного мира чисто как мира опыта (т. е. мира, который единым и последовательным образом может быть согласованно рассмотрен в действительном и возможном созерцании). Ведь и мы, до сих пор постоянно осуществлявшие наши систематические осмысления в измененной установке трансцендентального эпохе, со своей стороны, в любой момент можем вновь восстановить естественную установку и в ней поставить вопрос об инвариантных структурах жизненного мира.
Мир жизни, безоговорочно вбирающий в себя все практические образования (даже те, которые принадлежат объективным наукам как фактам культуры, если мы воздерживаемся от участия в их интересах), при постоянной изменчивости относительных моментов, конечно же, соотнесен с субъективностью. Но как бы он ни менялся и какой бы ни подвергался коррекции, он сохраняет свою выстраиваемую по сущностным законам типику, к которой остается привязана всякая жизнь и, тем самым, всякая наука, «почву» которой он составляет. Таким образом, у него тоже есть своя онтология, почерпываемая из чистой очевидности.
О возможности и значении такой онтологии жизненного мира на естественной почве, т. е. вне горизонта трансцендентального интереса, мы уже говорили и еще будем говорить в другой связи. Нам нельзя упускать из виду, что присущий этой «онтологии» смысл априорной науки резко контрастирует с традиционным смыслом. Мы не должны забывать о том, что в своих объективных науках философия Нового времени руководствуется конструктивным понятием по себе истинного мира, в математической форме субструируемого по меньшей мере в отношении природы. Поэтому используемое в ней понятие априорной науки — в конечном счете это универсальная математика (логика, логистика) — не может обладать достоинством действительной очевидности, не может быть усмотрением сущности, почерпнутым из прямой самоданности (из опытного созерцания), на что она так хотела бы претендовать.
Если, припомнив все это, мы вновь возвращаемся в трансцендентальную установку, в установку эпохе, то в нашей трансцендентально-философской взаимосвязи мир превращается всего лишь в трансцендентальный «феномен». При этом он сохраняется в своем собственном существе, остается тем, чем был, но теперь оказывается, так сказать, всего лишь «компонентой» в конкретной трансцендентальной субъективности, а его априори, сообразно этому, оказывается одним «слоем» в универсальном априори трансцендентальности. Конечно, такие слова, как «компонента» или «слой», поскольку они заимствуются из естественной мировой сферы [Weltlichkeit], представляют некоторую опасность, и поэтому нужно принимать во внимание их необходимое смысловое превращение. В рамках эпохе для нас открыта возможность последовательно направлять свой взгляд исключительно на этот жизненный мир или на его априорные сущностные формы, а с другой стороны, при соответствующем повороте взгляда,— на корреляты, конституирующие его «вещи» или формы вещей: на многообразия способов данности и их коррелятивные сущностные формы. А затем также и на функционирующие во всем этом субъекты и общности субъектов, сообразно присущим им сущностным формам Я. В чередовании этих частичных [partiale] установок, при котором установка на феномены жизненного мира должна служить в качестве исходной установки, а именно в качестве путеводной нити для относящихся к более высокой ступени установок на корреляты, реализуется универсальная исследовательская задача трансцендентальной ред
Смотрите также
Немарксистская философия в СССР. М. Бахтин. М. Мамардашвили
В 20-30-е годы в Советской России продолжали работать мыслители, начавшие свой творческий путь до революции и непосредственно развивавшие традиции русской философии XIX в. Однако после первой волны ...
Философско-правовая мысль
В XIX в. в России феодализм и соответствующий ему абсолютизм, выработав в течение
столетий свой потенциал, начинают испытывать глубокий кризис в области экономики,
политики, идеологии. Все это при ...
Демократия и свобода личности в современном государстве
Мы – источник веселья – и скорби рудник,
Мы - вместилище скверны – и чистый родник.
Человек – словно в зеркале мир, - многолик,
Он ничтожен – и он же безмерно велик.
Омар Хайям
...