Если нет - пусть самой элементарной - памяти, связывающей друг с другом два мгновения, то перед нами будет либо одно, либо другое из них, то есть один-единственный момент, перед нами не будет ни «перед», ни «после», ни последовательности, ни времени [Бергсон, 1923. С. 43].
В этом суждении справедливо указывается на то, что «течение» времени невозможно представить не только без изменения, но и без сохранения (или «памяти») прошлых событий в настоящем.
Наука и объективность
Таким образом, не нарушая общности, можно считать, что проблема объективности пространства и времени - это прежде всего проблема соотнесения наших представлений об их реальности или субъективности. В контексте проблемы соотнесения концептуального пространства-времени (соотнесения представления о пространстве-времени в рамках данной научной теории и самой объективной реальности) эта проблема превращается в проблему достоверности наших данных для заключения о существовании объективной реальности, выражением определенных свойств которой выступает концептуальное пространство-время. Например, в рамках теории относительности пространство и время объединяются в единое пространственно-временное многообразие. (см. дополнение А). Если пространство состоит из точек, а время - из моментов, то пространство-время СТО состоит из «событий». Согласно Г. Минковскому только единый четырехмерный мир событий обладает реальностью, тогда как время и пространство по отдельности превращаются в «простые тени» [Минковский, 1935]. Однако на это можно возразить: признание реальности целого отнюдь не означает отрицание реальности частей или сторон целого. Кроме того, мир событий так же удовлетворяет приведенным критериям реального существования, как и пространство и время по отдельности.
Имеем ли мы право «проецировать» на мир наши ощущения или концепции и говорить, что пространство и время реально существуют? В истории философских представлений о пространстве и времени существуют примеры «логических доказательств» невозможности существования реальных пространства и времени. В то же время в пользу существования реальных пространства и времени свидетельствует то, что они удовлетворяют методологическим условиям реального существования объекта, принятым в современном естествознании. Во-первых, они в принципе наблюдаемы в опыте, т. е. в принципе возможно (не запрещено законами природы) получение прямой или косвенной информации об изучаемом объекте, выражающейся в конечном счете в показаниях органов чувств. Во-вторых, пространство и время обладают определенной степенью общности и инвариантности по отношению к преобразованию условий познания. Эти условия не являются достаточными критериями реального (объективного) существования, но в то же время являются важными методологическими приемами, ведущими к решению проблемы объективности в современной науке.
Таким образом, сформировав определенное видение того, как следует интерпретировать проблему объективности пространства и времени, перейдем к анализу менее фундаментальных, но более содержательных и «интересных» проблем.
Смотрите также
Философия народничества
Поскольку народничество представляет собой в первую очередь общественное движение,
то возникают вопросы, есть ли у него свои философы, насколько правомерны понятия
"народническая философия&qu ...
Учет и аудит вексельных операций
Ценные бумаги – это и инструмент привлечения средств и объект вложения финансовых ресурсов, а их обращение - сфера таких весьма рентабельных видов деятельности, как брокерская, депозитарная, ...