Таковы идеи Раскольникова в романе "Преступление и наказание", утратившего веру и возомнившего себя Наполеоном, сверхчеловеком, которому все дозволено, вплоть до убийства. Убивая старуху-процентщицу, а заодно и ее сестру, он решается на эксперимент: "Смогу ли переступить, или не смогу? Тварь ли я дрожащая или право имею?". Разъясняя замысел романа, Достоевский писал: "Божия правда, земной закон берет свое, и он кончает тем, что принужден сам на себя донести. Принужден, чтобы хотя погибнуть в каторге, но примкнуть опять к людям".
Если для Раскольникова есть шанс (хотя и слабый) на то, что он вновь "примкнет к людям", то для главного героя романа "Бесы" Ставрогина такая надежда полностью исключена, потому он и кончает жизнь самоубийством. Какие-либо нравственные переживания, подобные пережитым Раскольниковым, ему совершенно чужды, - он является существом абсолютно безнравственным. В романе Ставрогин представлен человекобогом, воплотителем идеи, высказанной Кирилловым: "Если нет Бога, то я Бог ." Он не делал никакого различения между добром и злом, единственная ценность для него - ничем не ограниченная, анархическая свобода. Этот отрицательный идеал ведет к нравственному распаду личности, его бесовское влияние распространяется на окружающих, особенно на тот кружок молодых людей, которым он верховодит.
Главная сюжетная линия романа была связана, как известно, с разоблачением революционного заговорщичества Нечаева и ему подобных. Роман был воспринят как памфлет на социалистов и социализм (хотя на самом деле он касается не "социализма вообще", а лишь одной, а именно анархической его разновидности). Роман был опубликован в журнале М. Н. Каткова "Русский вестник", причем по настоянию редактора из текста была выброшена ключевая глава "У Тихона", где был представлен положительный религиозный образ святителя Тихона Задонского.
Роман отнял у писателя много сил, ради него были отброшены две важные темы, - остались незаконченными "Атеизм" и "Житие великого грешника". Без важнейшей философской главы роман сильно проиграл, так как в нем осталось преобладание идей отрицательного значения (тоталитарная идеология Шигалева, самоубийственная - Кириллова, революционное идолопоклонство Петра Верховенского и т. п.). В отсутствующей главе окончательно разъяснялся сатанинский смысл фигуры Ставрогина и расшифровывалась символика его фамилии (ставрос - крест). Ставрогин ломает распятие, лежавшее на столе у Тихона, признается в своей вере в сатану и раскрывается как антихрист.
Философское содержание "Бесов" было недооценено современниками, а положительные идеи, принадлежавшие Шатову (патриотизм, идеи о священном значении земли-матери, о роли христианской традиции для существования России), были восприняты как подлежащие сомнению (Шатов - значит "шатающийся", нетвердый в своих взглядах). Идеалист 40-х гг. Степан Трофимович Верховенский, отстаивавший идею о значении красоты в жизни, воспринимается как фигура трагикомическая.
Смысл романа во многом объясняет предисловие, которое Достоевский собирался ему предпослать: "Жертвовать собою и всем для правды - вот национальная черта поколения . Ибо весь вопрос в том и состоит, что считать за правду. Для того и написан роман". Это проблема правдоискания, необходимости осмысления объединяющей для русского общества идеи, как обобщения и продолжения национальных традиций, прежде всего православных (впоследствии писатель назовет это русской идеей). Это также проблема борьбы со злом, с легионом бесов, выступающих против указанной идеи. Как писал Вяч. Иванов, Достоевский борется против "истощения онтологического чувства личности", против "духовного обезличения", считая это главным злом. Легион бесов и является у Достоевского главным оружием навязываемого помимо воли духовного обезличения, противостоять которому способно лишь такое "соединение личностей", когда они "достигают совершенного раскрытия и определения своей единственной, неповторимой и самобытной сущности, своей целокупной творческой свободы".
Вершиной философского творчества Достоевского явился роман "Братья Карамазовы" (1879-1880) - последнее и наиболее крупное его произведение, в которое включена философская поэма (легенда, как ее назвал В. В. Розанов) о Великом инквизиторе. Эта легенда - не только часть романа, но и самостоятельное философское произведение, посвященное личности Богочеловека - Христа и теме духовной свободы, противопоставленной материальному благополучию и "порабощению хлебом". Монолог Инквизитора направлен на отрицание Христа, веры в человека и его духовную природу, однако он перерастает в свою противоположность и становится, по определению К. Мочульского, "величайшей в мировой литературе теодицеей".
Смотрите также
Л. П. Карсавин: учение о симфонических личностях и философия истории
Лев Платонович Карсавин (1882-1952), как и некоторые другие русские религиозные
мыслители, приверженец метафизики всеединства, вместе с тем создал оригинальную
философско-историческую концепцию, р ...
Оценка труда и персонала
Методы индивидуальной оценки. Оценочная анкета представляет собой стандартизированный набор вопросов или описаний. Оценивающий отмечает наличие или отсутствие определенной черты у оцениваемого и ста ...
Философские идеи В. Г. Белинского. Миропонимание петрашевцев
В интеллектуальную историю России Виссарион Григорьевич Белинский (1811- 1848)
вошел как выдающийся литературный критик и публицист, революционный мыслитель, основоположник
реалистического направл ...