Одна из основных тем романа - тема отцеубийства, ненависти к отцам как тягчайшего греха и как главной причины небратского, неродственного состояния современной цивилизации. Эта ненависть нуждается в преодолении, с тем чтобы человечество осознало смысл своего бытия и пришло к всечеловеческому единению, а также к пониманию своей сопричастности "таинственным мирам иным".
Во время работы над романом Достоевский написал знаменитую речь о Пушкине, произнесенную им 8 июня 1880 г. В ней писатель призывал покончить старый спор между славянофилами и западниками и объединить усилия во имя братства всех людей и земного рая, в установлении которого он видел предназначение русского народа. Успех речи Достоевского был необычайным. Достоевский писал жене: " .зала была как в истерике, когда я закончил - я не скажу тебе про рев, про вопль восторга: люди незнакомые между публикой плакали, рыдали, обнимали друг друга и клялись друг другу быть лучшими, не ненавидить впредь друг друга, а любить". Достоевский и Толстой никогда не встречались и не имели прямых контактов, хотя высказывали высокие оценки относительно творчества друг друга. См.: Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч.: В 30 т. Л., 1978. Т. 18. С. 189. Там же. Т. 28, кн. 2. С. 115. Мочучьский К. Гоголь. Соловьев. Достоевский. М., 1995. С. 310. Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч. Т. 21. С. 134. Там же. Т. 27. С. 19. См.: Мочульский К. Гоголь. Соловьев. Достоевский. С.315. Франк С. Л. Русское мировоззрение. Спб., 1996. С. 366. Лаут Р. Философия Достоевского в систематическом изложении. М., 1996. С. 189. Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1979. С. 97. Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч. Т. 28, кн. 2. С. 137. Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч. Т. 11. С. 303. Иванов Вяч. Эссе, статьи, переводы. Брюссель, 1985. С. 91. Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч. Т. 30, кн. 1. С. 184.
Смотрите также
А. И. Герцен, Н. П. Огарев: философия природы, человека и общества
А. И. Герцен является в определенной мере ключевой фигурой в отечественной философской
мысли середины XIX в., ибо именно он одним из первых в наиболее адекватной форме
выразил зарождающуюся филосо ...
Экзистенциальный иррационализм и нигилизм Л. Шестова
Философские воззрения Л. Шестова, в силу их сугубой иррациональности и парадоксальности,
трудно подвести под какое-то общее определение. Мастер афористического философствования,
"ниспровергат ...
Антропологический принцип Н. Г. Чернышевского
Н. Г. Чернышевский относится к числу тех немногих в XIX в. русских мыслителей,
которых с полным правом можно назвать политическими философами. Он был хорошо знаком
с предшествующей историей мышлен ...