4. Киевская духовная академия
История русской философии / Философия в духовных академиях и университетах в XIX - начале XX в. Философско-правовая мысль / Философия в духовных академиях / 4. Киевская духовная академия
Страница 1

Киевская духовная академия имела исторические корни, восходящие к Киево-Могилянской академии (коллегии). Киевская школа философского теизма сопоставима с Московской школой, но имела и свои особые отличия в философских ориентациях и стиле философствования.

Первым профессором философии в ней стал выпускник Санкт-Петербургской академии Иван Михайлович Скворцов (1795-1863). Философские симпатии Скворцова сложились еще во время академического образования - положительные к Лейбницу, Канту, Шеллингу и очень сдержанные к Фихте и Гегелю. Его курсовое сочинение "О составе человека" (1817) было написано в духе христианской антропологии и рассматривало человека-христианина в единой цельности его естественной, телесно-душевной и благодатно-духовной жизни. Историко-философские работы Скворцова многочисленны. Период сильного увлечения учениями Декарта, Лейбница, Вольфа сменился интересом к кантианству, которое он также воспринимал весьма критически.

Свое философствование Скворцов строил на анализе понятия истины, которая понималась им как воспринимаемая и познаваемая данность. В самом общем смысле непосредственное чувство истины трактовалось как вера в рамках первой формы познания, выступавшая основой всего умственного развития. Второй формой (или ступенью) познания считалось стремление "уразуметь" непосредственное содержание веры и возведение веры на "степень знания". Именно из этого стремления возникают наука и философия. Общую задачу философии Скворцов формулировал как необходимость анализа разумной природы человеческого духа и "открытие" в этой природе первоначальных и основных элементов истины, которые еще надо очистить от посторонних примесей и изложить в ясных и точных понятиях. Совокупность этих истин он назвал philosophia prïma (первой философией). Но истина в своем первоначальном статусе не может удовлетворить философствующий ум человека, и он начинает стремиться к полному и всестороннему познанию целости всех вещей, к полной и совершенной истине, что представляет собой philosophia secunda (вторую философию). В соответствии со своим философским теизмом Скворцов усматривал конечную цель философствующего духа в покое и мире, обретавшемся не на пути философии, а на пути свершений Духа Божия, который является источником всякой истинной мудрости и разума. Истинная философия, таким образом, рассматривалась как путеводительница ко Христу, как посредница между естественным человеческим разумом и христианством.

Преподавателем философии в 1836- 1850 гг. был выпускник академии Петр Семенович Авсенев, в монашестве архимандрит Феофан (1810-1852). По уровню философского дарования Авсенева сравнивали с Ф. А. Голубинским, но онтологическим ориентациям последнего киевский философ предпочел психологические воззрения шеллингианцев (Каруса, Бурдаха, Шуберта). Под психологией Авсенев понимал науку, предмет, которой состоял в том, чтобы "изъяснять являющееся нам устройство и жизнь души из ее чистого существа, дабы привести человека в истинное самосознание". Источниками психологии служат не только наблюдение, но также умозрение и Откровение. Умственная психология есть часть философии "и как часть, свою жизнь получает от целого". Исходя из идей шеллингианства, Авсенев обратился к "истории души", в которой он выделял три раздела: видоизменения личности, безличные состояния и состояния полного развития. Авсенев почти ничего не писал. Исключение составляют "Записки по психологии архимандрита Феофана Авсенева", которые были опубликованы в юбилейном "Сборнике из Лекций бывших профессоров Киевской Духовной Академии" (Киев, 1869). История русской философии обязана Авсеневу тем, что его учениками были С. С. Гогоцкий и П. Д. Юркевич.

Синтез духовно-академической и университетской философии в наиболее полной мере проявился в среде магистра академии. Такие ее выпускники, как И. Г. Михневич, О. М. Новицкий, С. С. Гогоцкий, П. Д. Юркевич, стали профессорами философии Решельевского лицея в Одессе, Киевского и Московского университетов.

Сильвестр Сильвестрович Гогоцкий (1813-1889), выпускник академии, становится в 1842 г. бакалавром философских наук, а для того, чтобы перейти в Киевский университет Св. Владимира, добивается светских ученых степеней кандидата, магистра и доктора философии, написав соответствующие исследования: "Критический взгляд на философию Канта" (1847), "О характере философии средних веков" (1849), "Обозрение cистемы философии Гегеля" (1860). Университетский курс лекций по истории философии был опубликован под названием "Философия XVII и XVIII веков в сравнении с философиею XIX века и отношение той и другой к образованию" (1878-1884, вып. 1-3). Из курса лекций выросла другая его книга - "Введение в историю философии" (1871), где сказывалось влияние гегелевских идей. Общая задача философии определялась мыслителем как стремление к познанию безусловного начала вещей, их внутренней связи и отношения к этому началу. "История философии должна выражать в себе существенное свойство развития, отличающего внутреннюю жизнь сознательного существа. Как основание идеи развития, свойственного духу, в истории философии должна выражаться не только последовательность ее направлений, но и постепенное развитие полной системы знания и самопознания". Вершиной философской деятельности Гогоцкого стало издание "Философского лексикона" (1857-1873), который, по сути, был первой русской философской энциклопедией XIX в. Высказывая свое критическое отношение к "догматическому периоду" истории западноевропейской философии, к философским системам эмпиризма, материализма и спиритуализма, Гогоцкий постоянно декларировал свое теистическое миропонимание, стараясь по мере возможности не выходить из рамок ортодоксального православия. Его мысль постоянно устремлялась в направлении того созерцания мира, которое видело идею Бога во всесовершенном разуме, служившем вдохновляющим источником и для философских построений Шеллинга и Гегеля, продолживших и расширивших кантовское учение еще и в том отношении, что у них идея Безусловного Существа устанавливается не на основании только требования нравственной природы человека, а значительно шире и глобальнее.

Страницы: 1 2 3

Смотрите также

Неортодоксальные (нетрадиционные) версии развития философии марксизма
Конец XIX - начало XX в. был ознаменован для России интенсивным ("вширь и вглубь") развитием капитализма, обострением социально-классовых противоречий и конфликтов, ростом революционного ...

Философско-богословская мысль
Древнерусское любомудрие не питало особых пристрастий к системности, поскольку содержание тогда, по существу, превалировало над формой. На Руси издавна прижился духовно-практический способ освоени ...

Взгляд на развитие воспитания
Творчество Платона по сегодняшний день остается в центре внимания исследователей различных направлений. Для историков и для антиковедов, в частности, его труды интересны, прежде всего, как отражение ...