Философия позитивизма, приобретшая в России во второй половине XIX в. большую популярность и оказавшая влияние практически на все гуманитарные науки, была также широко использована в качестве методологической базы теоретиками-правоведами. Возникнув в Европе в первой половине XIX в. под лозунгом французского философа и социолога О. Конта "порядок и прогресс" и занимая господствующее положение вплоть до конца столетия, позитивистские теории государства и права прошли в своем развитии два основных этапа.
Исторически первой формой позитивистской теории права был юридический позитивизм, появившийся в 30-40-е гг. XIX в. в Англии (Дж. Остин), затем распространившийся в Германии (К. Гербер, П. Лабанд, К. Бергбом), России (М. Н. Капустин, Н. К. Ренненкампф, С. В. Пахман, Г. Ф. Шершеневич) и других странах. Представители юридического позитивизма рассматривали право как самодовлеющую форму в отрыве от содержания, отрицали естественное право. Несмотря на то что они понимали право как веление, приказ государства, а субъективные права личности как результат установленной государством нормы, в условиях перехода от феодализма к капитализму (как в Европе, так и в России) юридический позитивизм объективно способствовал формированию уважения к праву и укреплению законности.
В конце XIX в. на смену юридическому позитивизму пришел социологический позитивизм (в Германии - Р. Иеринг, Г. Еллинек, в Австро-Венгрии - Е. Эрлих, Л. Гумплович, в Англии - Г. Спенсер, в России - С. А. Муромцев, М. М. Ковалевский). Характерной особенностью этого направления было стремление исследовать государство, право, политику в связи с другими социальными явлениями.
Видным представителем юридического позитивизма в России был Гавриил Феликсович Шершеневич (1863-1912) - правовед, философ, профессор Казанского и Московского университетов. По политической ориентации - либеральный консерватор. Среди множества его трудов выделяются "Общая теория права" (1910-1912) и "Социология" (1910).
Методологической базой учения Шершеневича являются позитивизм, а также идеи социал-дарвинизма, экономического материализма и различных психологических школ. Отправной точкой для Шершеневича была антропологическая гипотеза, исходной "клеточкой" которой выступает изолированный от общества человек, "имеющий и отстаивающий свое особое бытие". Основой его деятельности служит биологическая организация, инстинкт самосохранения, поскольку при ослабевающем воздействии общественной среды именно природное, первобытное начало теснит культурное. Вместе с тем общество формирует у индивида социальные потребности (общение с другими людьми), которые наряду с физическими (одежда, пища, жилище) и психическими (познание, творчество) способствуют общественному проявлению инстинкта самосохранения.
Хотя, как полагает Шершеневич, реально существует лишь личность, а общество есть форма ее жизнедеятельности, общественные отношения объективны. На протяжении истории человек все более обобществляется, у него образуется наследственная зависимость от общества, социальное существование становится его второй природой. Однако точка равновесия между индивидуальным и социальным никогда не может быть найдена.
Поскольку человеческая деятельность, по Шершеневичу, обусловлена целесообразностью, общество должно быть нормативно организовано. Важнейшее место в системе отношений "личность - общество" занимают государство и право, причем исторически и логически первое предшествует второму. В основе соблюдения права, понимаемого Шершеневичем как закон и требование государства, лежит страх перед угрозой наказания. Данный фактор определяет остальные мотивы правового поведения (совесть, чувство законности), предстающие в виде своеобразной модификации человеческого эгоизма. Право всегда есть выражение интереса властвующих, но также и итог борьбы эгоизма власти и подвластных.
Смотрите также
Исторические типы философии
Философия является рациональной попыткой ответа на предельные
основания мира, природы и человека, стремлением анализировать
действительность, как она представлена в человеческом знании, чтобы увидет ...
Философия Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого
Характерная черта русской философии - ее связь с литературой ярко проявилась в творчестве
великих художников слова - А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, Ф. И.
Тютчева, И. С. Тургенева и ...