Из всего обилия трудов Ковалевского следует выделить "Социологию" (т. 1-2, 1910) и "Общее учение о государстве" (1909). Последовательно придерживаясь постулатов позитивизма, он использовал в своих исследованиях сравнительно-исторический метод Г. Мена, отдельные идеи современных ему психологических школ, теорию солидаризма (Э. Дюркгейм, Л. Дюги). Большое влияние на него оказали К. Маркс и Ф. Энгельс, с которыми он был лично знаком.
Широкое применение сравнительного метода в его различных вариантах (сравнительно-исторический, сравнительно-этнографический, сравнительно-правовой) и исторического подхода в оценке общественных явлений позволило Ковалевскому пополнить традиционную контовскую социологию новым, в значительной мере материалистическим содержанием. Подчеркивая отличие социологии родоначальника позитивизма от своей, он называет последнюю генетической и определяет как науку о происхождении и организации общества и его институтов (семья, собственность, религия, нравственность, государство, право).
Возникновение государства и права он тесно увязывал с исторической, этнографической, антропологической, психологической характеристикой древних обществ. Организация первобытных людей в группы стала возможной, по его мнению, на почве общественной солидарности, вследствие образования "замиренной среды", предполагавшей отказ от взаимной борьбы в пользу совместного благополучия. Право, на ранних стадиях своей эволюции еще сливавшееся с религией и моралью, стало итогом и формой такого "замирения". Поскольку, по Ковалевскому, каждая историческая эпоха, конкретный народ рождает свое специфическое право, постольку в научном плане он считал несостоятельной теорию естественного права (в политическом смысле он признавал ее положительное значение) и возможность существования юридических норм независимо от социальной реальности.
Государство, так же как и право, по мнению Ковалевского, есть не умозрительная юридическая конструкция, а факт реальной жизни, выросший из "замиренной среды" и тесно с ней связанный. Исторически возникая позднее права, государство не создает и не отрицает юридических норм, но обязано их признавать, так как этого требует закон общественной солидарности. При наличии объективных условий (стремление сообщества жить в мире, наличие социальных норм) решающим в процессе образования государства оказывается субъективный фактор. Инертные и не способные к творческой инициативе массы могут быть организованы в государство лишь в результате волевых усилий выдающейся личности, гипнотически воздействующей на ищущую чужого руководства толпу. Поэтому для Ковалевского легенды о полубогах и героях, основавших государства, имеют некоторую долю истины. Муромцев С. А. Определение и основное разделение права. М., 1879. С. 58. См.: Ковалевский М. М. Социология. Спб., 1910. Т. 2. С. 215.
Смотрите также
И. А. Ильин: философия духовного опыта
Иван Александрович Ильин (1883-1954) - философ, политический мыслитель, культуролог,
блестящий публицист - внес заметный вклад в развитие русской философии. В центре
его напряженных раздумий всегд ...
Философия "высшего синтеза" А. Ф. Лосева
Многогранные идеи Алексея Федоровича Лосева (1893-1988) - своеобразная страница
в истории русской религиозно-философской мысли. Он один из немногих крупных ее представителей,
оставшихся в послерев ...
Философские идеи В. Г. Белинского. Миропонимание петрашевцев
В интеллектуальную историю России Виссарион Григорьевич Белинский (1811- 1848)
вошел как выдающийся литературный критик и публицист, революционный мыслитель, основоположник
реалистического направл ...