Шершеневич отстаивает тезис, что государство не связано правом, стоит над правом, государственная власть есть сила, а не право. Так, восстание населения против власти - факт жизни, не относящийся к праву, в борьбе двух сил (государства и восставших) победившая сторона творит собственное право. Тем не менее государственная власть, по Шершеневичу, отлична от произвола. Государство, установив нормы, обязано само их соблюдать или фактически с ними считаться, что необходимо для поддержания относительной стабильности политического режима. Но закон - не субстанция, а функция, его соблюдение носит производный характер, зависит от первичных факторов (государство, общество). Поэтому государство, нередко возникнув из произвола, способно снова сменить право на произвол. Относительную гарантию от подобной метаморфозы Шершеневич видит в общекультурном прогрессе, в ходе которого чувство законности все более глубоко проникает в психологию человека, а подчинение закону становится неотъемлемым свойством современного общества.
Сторонником социологического позитивизма был крупный либеральный теоретик права Сергей Андреевич Муромцев (1850-1910). Длительное время он преподавал на юридическом факультете Московского университета (в 1884 г. был уволен за несогласие с введением нового устава). В последующий период занимался адвокатской и политической деятельностью (активный член партии кадетов, председатель I Государственной думы). Кроме того, он возглавлял Московское юридическое общество.
В теоретическом плане представляют интерес такие его работы, как "Очерки общей теории гражданского права" (ч. 1, 1877) и "Определение и основное разделение права" (1879).
В полном соответствии с положениями О. Конта Муромцев видит в социологии синтез социальных наук, основной задачей которых является изучение законов общественной жизни, а главной целью - удовлетворение с их помощью человеческих потребностей. Правоведение есть часть социологии, тесно связанная с другими социальными науками, поскольку их объединяет монолит общественной жизни. Юридическая наука должна заниматься не поиском абсолютных норм, способных стать эффективным регулятором в любых общественных условиях (таких норм нет, как нет абсолютно статичных социальных и правовых систем), а установлением законов появления, исчезновения и функционирования конкретных правовых явлений. Право, будучи явлением социальным, может быть понято лишь через другие общественные феномены и в связи с ними.
Краеугольным камнем социологии права Муромцева стало понятие фактического социального отношения, определяемого им как "выражение естественных законов материальной и духовной природы" и состоящего из субъекта, объекта и окружающей их среды. Существенным свойством социального отношения является исходящая от общества защита, которая может быть организованной и неорганизованной. Организованная защита, т. е. эмпирически, из самой жизни вырастающая процедура и выполняющие ее органы, и есть, по Муромцеву, правовое отношение - основной элемент правовой системы. Хотя правовое отношение есть частный случай фактического социального отношения, производно от него, однако, имея юридическую защиту, оно как бы раздвигает границы социального отношения, способно воздействовать на последнее, быть мощным средством реформирования общества.
Особое место в русской социологии права занимает Максим Максимович Ковалевский (1851-1916) - один из крупных социологов, историк, правовед, общественный деятель. Он был профессором Московского и Петербургского университетов. После увольнения в 1887 г. за либеральные настроения длительное время пребывал за границей (1887-1905), где вел активную научную деятельность. По возвращении в Россию был избран в I Государственную думу и Государственный совет.
Смотрите также
Учет и аудит вексельных операций
Ценные бумаги – это и инструмент привлечения средств и объект вложения финансовых ресурсов, а их обращение - сфера таких весьма рентабельных видов деятельности, как брокерская, депозитарная, ...
Философия народничества
Поскольку народничество представляет собой в первую очередь общественное движение,
то возникают вопросы, есть ли у него свои философы, насколько правомерны понятия
"народническая философия&qu ...
И. А. Ильин: философия духовного опыта
Иван Александрович Ильин (1883-1954) - философ, политический мыслитель, культуролог,
блестящий публицист - внес заметный вклад в развитие русской философии. В центре
его напряженных раздумий всегд ...