Менделеев подчеркивал важность мировоззрения для познания законов действительности. Миросозерцание ученого, писал он в предисловии к 4-му изданию "Основ химии", "составляется не из одного знания главных данных науки, не только из совокупности общепринятых, точных выводов, но и из ряда гипотез, объясняющих, выражающих и вызывающих еще не точно известные отношения и явления. В этом последнем смысле научное миросозерцание сильно меняется не только со временем, но и с лицами, носит на себе печать творчества, дает пищу всем способностям, составляет важнейшую - высшую часть научного развития".
Все значение научного мировоззрения наиболее полно раскрылось в результате открытия Менделеевым периодического закона химических элементов. В процессе своих многолетних исследований он фиксировал все физические и химические свойства элементов, исходя из того философского предположения, что все элементы должны обладать каким-то единством, а потому сознательно искал единство в противоположных по своим свойствам веществах. В результате он пришел к выводу, что в основе единства всех элементов лежит атомный вес, который характеризует относительную массу атома и который можно точно измерить. Менделеев как материалист считал массу основным свойством вещества, и, исходя из такого понимания массы, он и выдвинул свое основное положение, гласящее, что свойства химических элементов являются функцией их атомных весов.
Развитие науки в XX столетии подтвердило истинность открытия Менделеева. Электронная теория атома раскрыла физическую природу установленного им закона. Если перенумеровать последовательно элементы в системе Менделеева, то порядковый номер будет равен положительному заряду ядра атома, химические же свойства зависят от группировки электронов вокруг ядра. В современной формулировке закон гласит, что свойства элементов находятся в периодической зависимости от порядкового номера или заряда ядра атома. Зависимость массы атома от заряда ядра и позволила Менделееву систематизировать элементы по атомному весу.
Уделяя проблемам исторического развития России большое внимание, Менделеев интересовался различными теориями общественного развития. Задача общественной науки, считал он, - понять исторический процесс, "чтобы иметь возможность направлять хоть часть нахлынувшего потока в двигательные турбины, т. е. на общую пользу, и не строить противу него задерживающих плотин, прорыв которых может составить действительное народное бедствие, всегда отвечающее попыткам остановить неизбежный исторический поток". "Прорыв задерживающих плотин", т. е. революцию, Менделеев рассматривал как величайшее бедствие для народа, для страны, ибо она разрушает производительные силы. "Скажу далее как постепеновец, - писал он, - что ждать много доброго можно от эволюционных изменений, а никак не от революционных, всегда и неизбежно со злом и всякими случайностями сопряженных". Революция, по Менделееву, не столько результат злой воли революционеров, сколько следствие косности существующего правительства, строящего плотины на пути исторического прогресса. Поэтому он постоянно обращался к правительству с предложениями, которые, считал он, способны произвести в стране такие изменения, которые направили бы энергию народа "в двигательные турбины". Наиболее действенным средством против разрушительной революции является, по его убеждению, развитие просвещения и промышленности.
Менделеев ясно сознавал, что без развития промышленности, даже при интенсивном развитии сельского хозяйства, России уготована участь отсталой страны, что "сельское хозяйство есть лишь увертюра промышленной эпохи, а само по себе ведет лишь к бедной скудости", что "дальнейшая судьба России определяется развитием всех родов промышленности, а не одного земледелия". Развитие промышленности требует грамотных работников, поэтому сама промышленность вызывает потребность в просвещении, только развитие просвещения и промышленности способно сделать Россию процветающей страной. Ученый был убежден, "что высшей функцией правительств до́лжно считать заботы о просвещении народа и его промышленном развитии .".
Смотрите также
А. И. Герцен, Н. П. Огарев: философия природы, человека и общества
А. И. Герцен является в определенной мере ключевой фигурой в отечественной философской
мысли середины XIX в., ибо именно он одним из первых в наиболее адекватной форме
выразил зарождающуюся филосо ...
Экзистенциальный иррационализм и нигилизм Л. Шестова
Философские воззрения Л. Шестова, в силу их сугубой иррациональности и парадоксальности,
трудно подвести под какое-то общее определение. Мастер афористического философствования,
"ниспровергат ...
Интуитивизм и иерархический персонализм Н. О. Лосского
Характерной особенностью русской религиозной философии конца XIX-XX в. является
поворот к метафизике. В этом отношении она в известном смысле опередила аналогичный
поворот к онтологии, осуществлен ...