3. Философские и социальные идеи Д. И. Менделеева
История русской философии / Философские идеи в естествознании IX-начала XX в. Русский космизм / Философские вопросы в трудах русских ученых-естествоиспытателей / 3. Философские и социальные идеи Д. И. Менделеева
Страница 4

Развитие промышленности во всем мире было связано с развитием капитализма, и Менделеев хорошо понимал, что и в России промышленность без капиталов не поднимется, поэтому он предлагал правительству принять все меры для привлечения их в промышленность. При этом он полагал, что капитализм не является неизбежным спутником промышленности на всем протяжении ее развития, что она лишь на этапе своего становления нуждается в буржуазных методах управления, а сама по себе может развиваться и без уродливых явлений обнищания народных масс, сопровождавших в Западной Европе становление промышленного строя. По его словам, "капитализм есть сознанное зло, которое оставляют существовать лишь потому, что нет еще выработанных средств достигать промышленного развития без развития капитализма. Но это сочетание лишь временное, лишь простая эволюция роста человечества, и, раз только зло сознано - а зло капитализма сознано, - средства избежать его найдутся". Менделеев полагал, что, пройдя через этап капиталистического развития, Россия, да и не только она, сможет в конце концов найти средства для обуздания неуемных аппетитов буржуазии, и между трудом и капиталом будет найдено разумное взаимоотношение.

Говоря о развитии в России промышленности как условии ее процветания, Менделеев увязывал этот вопрос с развитием трудолюбия. Без трудолюбия, подчеркивал он, "никакие улучшения правительственного строя и никакие права и обязанности, законом закрепляемые, ничего сделать для приведения России к уровню Запада не в силах", а "к трудолюбию привести может только школа", в которой наука "стоит на должной высоте".

Убежденный, что трудолюбие воспитывается путем освоения научных знаний, Менделеев прилагал все силы к исправлению тех перекосов в системе народного образования, которые были введены министром народного просвещения графом Д. А. Толстым, внедрившим в России так называемое классическое образование в его наиболее консервативном варианте, при котором до 30% учебного времени отводилось на изучение древних языков. Менделеев же призывал больше внимания уделять изучению естественных наук, которые усиливают власть человека над природой.

Вся деятельность Менделеева - яркий пример служения России, стремления принести максимум пользы населяющим ее народам. Менделеев Д. И. Заветные мысли. М, 1995. С. 5. Там же. С. 409. Там же. С. 410. Там же. С. 412. Менделеев Д. И. Соч.: В 25 т. М.; Л., 1937- 1954. Т. 2. С. 465. Менделеев Д. И. Заветные мысли. С. 393-394. Менделеев Д. И. Соч. Т. 20. С. 223. Там же. Т. 24. С. 90. Там же. Т. 20. С. 175. К философским наукам, по Менделееву, принадлежат сама философия, филология, история, все математические и естественные науки, к прикладным наукам - медицинские, инженерно-технические и юридические науки (см.: Менделеев Д. И. Заветные мысли. С. 410). Менделеев Д. И. Соч. Т. 20. С. 177. Там же. Т. 2. С. 375. Там же. Т. 24. С. 14. Менделеев Д. И. Заветные мысли. С. 12. Там же. С. 365-366. Менделеев Д. Я. Т. 21. С. 351; Т. 20. С. 34. Менделеев Д. И. Заветные мысли. С. 333. Менделеев Д. И. Соч. Т. 19. С. 868-869. Менделеев Д. И. Заветные мысли. С. 393.

Страницы: 1 2 3 4 

Смотрите также

Философско-мировоззренческие идеи в культуре Киевской Руси (XI - XIII вв.)
Начавшаяся в конце Х в. христианизация Древней Руси, ставшая делом государственной политики, внедрялась сверху в общество, где веками господствовало язычество. Процесс смены и перестройки мировосп ...

Экзистенциально- персоналистическая философия Н. А. Бердяева
В творчестве Николая Александровича Бердяева (1874-1948) нашла яркое выражение характерная для русской философской мысли религиозно-антропологическая и историософская проблематика, связанная с пои ...

Оценка труда и персонала
Методы индивидуальной оценки. Оценочная анкета представляет собой стандартизированный набор вопросов или описаний. Оценивающий отмечает наличие или отсутствие определенной черты у оцениваемого и ста ...