В основных чертах Тимирязев разделял точку зрения Дарвина на то, что в природе наблюдается перенаселенность и выживают наиболее приспособленные к обстоятельствам индивидуумы. Но он отвергает попытки свести теорию Дарвина только к борьбе за существование и показывает, что борьба за существование - далеко не главное в процессе эволюции. Сам термин "борьба за существование" Тимирязев называл "несчастной метафорой" и указывал на наличие в природе не только борьбы, но и взаимопомощи, особенно ярко проявляющейся в так называемом симбиозе, т. е. сожительстве организмов разных видов.
В процессе формирования научного мировоззрения Тимирязев отводил биологии центральное место. Биология, подчеркивал он, стоит на стыке неорганического мира и мира человеческого и поэтому ее развитие "послужило для более полного философского объединения всего обширного реального содержания человеческих знаний, доказав универсальность того научного приема раскрытия истины, который, отправляясь от наблюдения и опыта и проверяя себя наблюдением и опытом, оказался способным к разрешению самых сложных проблем, перед которыми беспомощно остановилась поэтическая интуиция теолога и самая тонкая диалектика метафизика".
Тимирязев был убежден, что естествознание помогает формированию реалистического, положительного, подлинно научного миропонимания. Это убеждение сказалось и на его отношении к позитивизму Конта с его лозунгом "Наука сама себе философия". Указанный лозунг воспринимался тогда многими учеными как направленный против метафизических, спекулятивных систем философии, о чем свидетельствуют следующие слова Тимирязева из предисловия ко второму изданию книги "Насущные задачи современного естествознания": "Наука должна громко заявить, что . она не признает над собою главенства какой-то сверхнаучной, вненаучной, а попросту ненаучной философии. Она не превратится в служанку этой философии, как та когда-то мирилась с прозвищем ancilla theologiae <служанка богословия>".
Говоря, что "наука сама себе философия", он поясняет, что это "та философия, которую в Англии семнадцатого века называли просто "новой", возводя ее начало к Галилею и Бэкону, которую великий французский мыслитель девятнадцатого назвал "положительной". Тимирязев рассматривал позитивизм как прямое продолжение материалистической традиции новоевропейской философии, не замечая содержащихся в нем агностических тенденций. Из некоторых его высказываний можно сделать вывод об отождествлении им порой случайности с беспричинностью. Но эта непоследовательность в философских взглядах Тимирязева не может затемнить того факта, что в целом его мировоззрение опиралось на материалистические в своей основе позиции, несовместимые с признанием каких-либо стоящих над природой сущностей. Тимирязев К А. Собр. соч. М., 1938. Т. 5. С. 168. Тимирязев К А Собр. соч. Т. 5 С 169. Там же С 150, 149 Там же. М., 1939. Т. 6. С. 193-194. Вообще в русской общественной мысли такая интерпретация дарвинизма была весьма распространенной, особенно она была характерна для идеологов народничества, которые подчеркивали роль взаимопомощи как в природе, так и в обществе. Тимирязев К. А. Собр. соч. М., 1939. Т. 8. С. 134. Там же. Т. 5. С. 17. Там же. С. 18.
Смотрите также
Взгляд на развитие воспитания
Творчество Платона по сегодняшний день остается в центре внимания исследователей различных направлений. Для историков и для антиковедов, в частности, его труды интересны, прежде всего, как отражение ...
Миросозерцание Ф. М. Достоевского
Творчество Федора Михайловича Достоевского (1821-1881) относится к высшим достижениям
национальной культуры. Его хронологические рамки - 40-70-е гг. - время интенсивного
развития русской философск ...
Система теокосмического всеединства С. Л. Франка
Семен Людвигович Франк (1877-1950) - видный представитель философии всеединства,
одного из самобытных течений русской философской мысли, основы которого были заложены
В. С. Соловьевым. Созданная и ...