Таким образом, воздействию западноевропейской мысли нового времени на возникновение русской философии отводится в концепции Эрна важнейшая роль (для русского сознания характерно "глубокое внимание к западной мысли, исключительная заинтересованность всеми продуктами философского творчества Европы"), но речь идет уже не просто о "влиянии" или "заимствовании". Западная культура властно врывается в традиционный ритм русской культуры - и их борьба становится "внутренним вопросом русского сознания и русской совести". Входя в русскую почву, внутренней данностью которой является опыт святости, рационализм при всей своей понятийно-категориальной разработанности (а во многом благодаря ей) вызывает в русском сознании "возмущение", отторжение, дискомфорт, проблематизацию: специфическая реакция на "прививку" духовного опыта иного типа. Оригинальная русская философия и есть сам этот конфликт, сама борьба двух различных по своей природе начал "рацио" и "Логоса" в недрах единого русского сознания, в силу его "двувозрастности". "Оба начала . русская мысль имеет внутри себя, имеет не как внешне усвоенное, а как внутренно ее раздирающее". Это своего рода герменевтический процесс, в котором чужая философская традиция, вошедшая "принуждением Промысла и истории" в сердцевину духовной жизни России, в устроение русского сознания, выполняет благотворную для генезиса отечественной философии конструктивно-провоцирующую роль, задевая сущностный нерв "родного" опыта. Он приводит, с одной стороны, к определению самих оснований чужой традиции, к пониманию их ограниченности и относительности (таков смысл критики рационализма русскими мыслителями), с другой - к мощному творческому поиску, выявлению и понятийно-категориальному продумыванию иных, "родных" оснований.
Существенно новый и оригинальный лейтмотив русской мысли - ее устремленность к "логизму". Русский философский разум создается именно поворотом к "логизму", конституирует себя в основных чертах специфическим отношением к народной святыне. Разум новой Европы, писал Эрн, определил себя рационалистически, т. е. враждебно к мистическому началу, а разум новой России определяет себя логически, ставя во главу угла это мистическое начало. Тем самым оригинальная русская философия в лице ее конкретных представителей открывает в метафизической глубине русского сознания, продолжает и творчески развивает то самое умозрение, которое создала "великая Эллада, которое продолжил христианский Восток и которое было почти совершенно устранено с магистрали философской мысли новой Европы". Основные идеи "логизма" на новом этапе так или иначе, частично, фрагментарно, а затем все более глубоко и последовательно реализуются в построениях русских философов. В философском сознании России, по Эрну, совершается решительная битва между "рационализмом" и "логизмом".
Своеобразие русской философии с ее устремленностью к "логизму" проявляется в трех основных чертах, раскрывающихся в ряде аспектов.
Смотрите также
Взгляд на развитие воспитания
Творчество Платона по сегодняшний день остается в центре внимания исследователей различных направлений. Для историков и для антиковедов, в частности, его труды интересны, прежде всего, как отражение ...
Неортодоксальные (нетрадиционные) версии развития философии марксизма
Конец XIX - начало XX в. был ознаменован для России интенсивным ("вширь и вглубь")
развитием капитализма, обострением социально-классовых противоречий и конфликтов,
ростом революционного ...
Религиозно-нравственное учение Л. Н. Толстого
Лев Николаевич Толстой (1828-1910) - писатель, мыслитель и духовный реформатор,
создавший религиозно-нравственное учение непротивления злу насилием. Его жизнеучение
(он разработал именно "жиз ...