Первой такой важнейшей чертой, а точнее, тенденцией, является онтологизм. Это видно прежде всего из того факта, что русская философия есть метафизика: мышление, полагающее метафизически сущими Бога, космос, церковь, культуру, человека. Онтологизм проявляется и в том, что русская философия, в отличие от новоевропейского гносеологизма, утверждает принципиальную обусловленность гносеологии онтологией. Теория знания как замкнутая, самодовлеющая дисциплина невозможна, она может быть построена лишь в рамках теории бытия. Субъект есть прежде всего бытийствующий, и лишь потом (и поэтому) познающий. Сама гносеология выступает как динамическая теория познания. Онтологизм раскрывается и в осознании природы как живого бытия, субъекта, устремленного к тайному своему Лику. Прозрение "женственной" (софийной) сути мира есть "глубочайшая основа новой чисто русской метафизики". Еще один аспект онтологизма проявляется в существенной конкретности русской мысли, ее насыщенности бытийным, жизненным содержанием. Отсюда недоверие к "кабинетному" знанию и "научничеству", а также отсутствие систем, восполняемое внутренней объединенностью созерцания. Наконец, онтологизм проявляется в принципиальном и нерасторжимом единстве в русской мысли разума поэтического и разума философского.
Вторая основная черта оригинальной русской философии - персонализм. Логос раскрывается через личность и в личности. Таким образом, опыт, в котором дается бытие, есть опыт внутренний (Эрн именует это "интериоризмом" русской философии). Отсюда принципиальный антропологизм русской мысли: в человеке метафизически реально и полно присутствует вселенная, и познание есть по сути самопознание. Вытекающая из этого задача внутреннего метафизического изучения человека с непревзойденной философской силой решается в русской литературе. Поскольку, далее, точка зрения антропологизма состоит в стремлении истолковать вселенную в терминах конкретного и живого опыта человечества, на первый план выступает проблема символа, а символизм становится одним из самых глубоких принципов русского мышления. Персонализм русской философии понимается Эрном и еще в одном весьма специфическом аспекте, - как подчеркнутая значительность личности ее творцов. Сама жизнь многих русских мыслителей проникнута идеей огромной философской глубины и предстает порою своеобразным метафизическим экспериментом. Логос пронизывает всего человека и потому находит выражение не только в сознании, но и в поступках, переживаниях, сложном, подвижном рисунке индивидуального лица и даже в молчании. Символ русской философии, по Эрну, есть странничество внешнее и "внутреннее", метафизическое, выражающееся в тревожности, экзистенциальности настроения и апокалипсичности (катастрофичности) мировосприятия.
Третья основная черта оригинальной русской философии - религиозность. Эрн имеет в виду прежде всего не личную религиозность русских философов, но существенную религиозность первопринципа их мышления. Здесь он исходит из того, что Логос - начало божественное, а не субъективно-человеческое, и осознание этого начала есть сознание Божества. Всякое осознание Логоса поэтому религиозно.
Смотрите также
Философия Г. В. Плеханова
Георгий Валентинович Плеханов (1856- 1918) вошел в интеллектуальную историю России
как философ, публицист, первый русский теоретик и пропагандист марксизма, выдающийся
деятель международного социа ...
Ленин как философ
Когда говорят о марксистской философии в России XX в., то в первую очередь подразумевается
имя В. И. Ленина - основателя большевистской партии и Советского государства, крупнейшего
представителя м ...
Учет и аудит вексельных операций
Ценные бумаги – это и инструмент привлечения средств и объект вложения финансовых ресурсов, а их обращение - сфера таких весьма рентабельных видов деятельности, как брокерская, депозитарная, ...