После петровских реформ в России широкое распространение получила светская, секулярная культура. Этому процессу в какой-то мере способствовала также деятельность ряда высших иерархов православной церкви. Феофан Прокопович, миропонимание которого формировалось во многом под влиянием западноевропейской культуры, признавал право на личное, "интимное и жизненное понимание христианства", апеллировал к естественному разуму. Историки русской церкви Е. Е. Голубинский и А. В. Карташев связывали его "Духовный регламент" (1721) с началом нового этапа в развитии русской религиозной мысли.
Однако рационалистическая доктрина Феофана Прокоповича, несвободная к тому же от лютеранского влияния, не могла полностью удовлетворить последующее поколение русских православных богословов - "ученых монахов", таких, как митрополит Московский Платон (Левшин) (1737 - 1812) и его единомышленники Феофилакт (Горский) (ум. 1788), Евгений (Булгар) (1715 - 1806), Амвросий (Подобедов) (1742 - 1818), Евгений (Болховитинов) (1767 - 1837), Георгий (Конисский) (1717 - 1795), Тихон Задонский (1724 - 1783), Паисий Величковский (1722 - 1795) и др.
Вслед за Димитрием Ростовским, указывавшем на "крест терпения, страдания и мужества", в котором надо всегда пребывать, ибо только со страждущими остается ныне Христос, богословы второй половины XVIII в. обосновывали не просто личное, а "самоотверженно"-личное право на творческое самовыражение по образу и подобию Христа.
В истории русской богословской мысли этот период ознаменовал собой новый этап, когда западноевропейские влияния дополнялись святоотеческими и исихастными идеями, в результате чего мистическое "религиозное любомудрие" в России обрело собственный голос. В основу богословских взглядов этого направления была положена святоотческая идея самоотвержения от своего "я", или обязательного "умирания в себе". Она была тесно связана с апофатическим (отрицательным) толкованием бытия Бога как не поддающейся описанию мистической сущности, из чего вытекало представление о темной "бездне" мирского, греховного "я". Принципы апофатического богословия, таким образом, применялись к своеобразной трактовке человека как непостижимой тайны ("бездны"). Эта трактовка позднее нашла выражение в творчестве ряда русских религиозных мыслителей XIX в., в частности Ф. И. Тютчева и Ф. М. Достоевского. Несомненным лидером "ученых монахов" был Платон (в миру Петр Егорович Левшин). В 1758 г. он окончил московскую Славяно-греко-латинскую академию и принял монашество. Уже первый его философско-богословский труд "Катехизис" (1757 - 1758, издан в 1781 г. в двух томах) отличался оригинальным осмыслением православной догматики. Молодой Платон стал одним из авторитетных представителей русской религиозной метафизики. Как церковный деятель он прошел путь от префекта и учителя философии Троицкой Лаврской семинарии до законоучителя цесаревича Павла, от посвящения в архимандриты Сергиевой лавры (1766) к сану митрополита Московского (1787). Одновременно с московской кафедрой Платон берет под свой протекторат Славяно-греко-латинскую академию.
Ректор академии, выпускник Геттингенского университета, Дамаскин (Семенов-Руднев) в 1779 - 1781 гг. издал 9 томов сочинений Платона, которые затем были дополнены еще И томами (20-й том вышел в 1806). Появилось несколько отдельных изданий его самого известного произведения "Православное учение, или Сокращенная христианская богословия" (1-е изд. - 1765), в том числе на латинском, немецком, английском, французском, голландском и греческом языках. Своеобразным апофеозом прижизненного признания Платона стала "связка" (fasciculus) писем к нему от русских и европейских ученых, изданная на латинском языке в 1776 г. для опровержения "несправедливых" толков о низком уровне православной "учености".
Многие выдающиеся современники Платона считали его крупным религиозным мыслителем. Тихон Задонский, Георгий (Конисский), Евгений (Булгар), Филарет (Дроздов) весьма высоко ценили творческий мир митрополита. Вслед за Вольтером и Дидро Н. И. Новиков и А. Н. Радищев сравнивали его с древнегреческим Платоном. Поэты Г. Р. Державин, Е. И. Костров, В. А. Жуковский, И. М. Долгоруков посвятили ему специальные стихотворения.
Смотрите также
"Религиозный материализм" С. Н. Булгакова
Творчество Сергея Николаевича Булгакова (1871-1944) занимает в русской религиозно-философской
мысли XX в. одно из центральных мест. Он проделал впечатляющую идейную эволюцию
от сторонника "ле ...
Миросозерцание Ф. М. Достоевского
Творчество Федора Михайловича Достоевского (1821-1881) относится к высшим достижениям
национальной культуры. Его хронологические рамки - 40-70-е гг. - время интенсивного
развития русской философск ...