3. Митрополит Платон и "ученое монашество"
История русской философии / Философия в России XVIII в. / Философско-богословская мысль / 3. Митрополит Платон и "ученое монашество"
Страница 1

После петровских реформ в России широкое распространение получила светская, секулярная культура. Этому процессу в какой-то мере способствовала также деятельность ряда высших иерархов православной церкви. Феофан Прокопович, миропонимание которого формировалось во многом под влиянием западноевропейской культуры, признавал право на личное, "интимное и жизненное понимание христианства", апеллировал к естественному разуму. Историки русской церкви Е. Е. Голубинский и А. В. Карташев связывали его "Духовный регламент" (1721) с началом нового этапа в развитии русской религиозной мысли.

Однако рационалистическая доктрина Феофана Прокоповича, несвободная к тому же от лютеранского влияния, не могла полностью удовлетворить последующее поколение русских православных богословов - "ученых монахов", таких, как митрополит Московский Платон (Левшин) (1737 - 1812) и его единомышленники Феофилакт (Горский) (ум. 1788), Евгений (Булгар) (1715 - 1806), Амвросий (Подобедов) (1742 - 1818), Евгений (Болховитинов) (1767 - 1837), Георгий (Конисский) (1717 - 1795), Тихон Задонский (1724 - 1783), Паисий Величковский (1722 - 1795) и др.

Вслед за Димитрием Ростовским, указывавшем на "крест терпения, страдания и мужества", в котором надо всегда пребывать, ибо только со страждущими остается ныне Христос, богословы второй половины XVIII в. обосновывали не просто личное, а "самоотверженно"-личное право на творческое самовыражение по образу и подобию Христа.

В истории русской богословской мысли этот период ознаменовал собой новый этап, когда западноевропейские влияния дополнялись святоотеческими и исихастными идеями, в результате чего мистическое "религиозное любомудрие" в России обрело собственный голос. В основу богословских взглядов этого направления была положена святоотческая идея самоотвержения от своего "я", или обязательного "умирания в себе". Она была тесно связана с апофатическим (отрицательным) толкованием бытия Бога как не поддающейся описанию мистической сущности, из чего вытекало представление о темной "бездне" мирского, греховного "я". Принципы апофатического богословия, таким образом, применялись к своеобразной трактовке человека как непостижимой тайны ("бездны"). Эта трактовка позднее нашла выражение в творчестве ряда русских религиозных мыслителей XIX в., в частности Ф. И. Тютчева и Ф. М. Достоевского. Несомненным лидером "ученых монахов" был Платон (в миру Петр Егорович Левшин). В 1758 г. он окончил московскую Славяно-греко-латинскую академию и принял монашество. Уже первый его философско-богословский труд "Катехизис" (1757 - 1758, издан в 1781 г. в двух томах) отличался оригинальным осмыслением православной догматики. Молодой Платон стал одним из авторитетных представителей русской религиозной метафизики. Как церковный деятель он прошел путь от префекта и учителя философии Троицкой Лаврской семинарии до законоучителя цесаревича Павла, от посвящения в архимандриты Сергиевой лавры (1766) к сану митрополита Московского (1787). Одновременно с московской кафедрой Платон берет под свой протекторат Славяно-греко-латинскую академию.

Ректор академии, выпускник Геттингенского университета, Дамаскин (Семенов-Руднев) в 1779 - 1781 гг. издал 9 томов сочинений Платона, которые затем были дополнены еще И томами (20-й том вышел в 1806). Появилось несколько отдельных изданий его самого известного произведения "Православное учение, или Сокращенная христианская богословия" (1-е изд. - 1765), в том числе на латинском, немецком, английском, французском, голландском и греческом языках. Своеобразным апофеозом прижизненного признания Платона стала "связка" (fasciculus) писем к нему от русских и европейских ученых, изданная на латинском языке в 1776 г. для опровержения "несправедливых" толков о низком уровне православной "учености".

Многие выдающиеся современники Платона считали его крупным религиозным мыслителем. Тихон Задонский, Георгий (Конисский), Евгений (Булгар), Филарет (Дроздов) весьма высоко ценили творческий мир митрополита. Вслед за Вольтером и Дидро Н. И. Новиков и А. Н. Радищев сравнивали его с древнегреческим Платоном. Поэты Г. Р. Державин, Е. И. Костров, В. А. Жуковский, И. М. Долгоруков посвятили ему специальные стихотворения.

Страницы: 1 2 3 4

Смотрите также

Неортодоксальные (нетрадиционные) версии развития философии марксизма
Конец XIX - начало XX в. был ознаменован для России интенсивным ("вширь и вглубь") развитием капитализма, обострением социально-классовых противоречий и конфликтов, ростом революционного ...

Философско-богословская мысль
Древнерусское любомудрие не питало особых пристрастий к системности, поскольку содержание тогда, по существу, превалировало над формой. На Руси издавна прижился духовно-практический способ освоени ...

Немарксистская философия в СССР. М. Бахтин. М. Мамардашвили
В 20-30-е годы в Советской России продолжали работать мыслители, начавшие свой творческий путь до революции и непосредственно развивавшие традиции русской философии XIX в. Однако после первой волны ...