Одним из наиболее существенных пороков дискуссии между "диалектиками" и "механистами" в 20-е гг. была почти полная нивелировка действующих лиц. Ниже нам предстоит убедиться в том, насколько отличались своей индивидуальностью не только оставшиеся в СССР философы-идеалисты, но и сами участники дискуссии между "диалектиками" и "механистами".
Философы и ученые-немарксисты. Хотя в 1922 г. из страны была выслана значительная группа философов-идеалистов, нельзя забывать о том, что большая часть философов и ученых-немарксистов никуда не эмигрировала. Проследим за судьбами некоторых из них, поскольку им суждено было пройти в той или иной форме путь приспособления к новой жизни.
Георгий Иванович Челпанов (1862 - 1936) по 1923 г. заведовал кафедрой философии Московского университета, был директором Психологического института при университете, с 1921 по 1930 г. - член Российской академии художественных наук. Основные труды послеоктябрьского периода: "Психология и марксизм" (изд. 2-е); "Объективная психология в России и Америке (1925); "Очерки психологии" (1926); "Психология или рефлексология? (Спорные вопросы психологии)" (1926); "Спинозизм и материализм: итоги полемики о марксизме и психологии" (1927); "Социальная психология или условные рефлексы?" (1928) и др. Как видно из названий этих работ, после революции сферой интересов Челпанова была в основном психология, которую он считал наукой эмпирической, опытной. Он придерживался дуалистического принципа "эмпирического параллелизма" (параллелизма души и тела), противопоставляя этот принцип как материализму, так и спиритуализму. В отличие от своих учеников - К. Н. Корнилова и П. П. Блонского, которые признали методологической основой психологии марксизм, Челпанов не пошел на сближение с марксизмом столь далеко, признавая его частичное значение лишь в сфере социальной психологии.
Густав Густавович Шпет (1879 - 1937) с 1918 по 1921 г. был профессором Московского университета, первым директором созданного при нем Института научной философии. В 1923 г. он возглавил философское отделение в Российской академии художественных наук, а затем стал ее вице-президентом. После ликвидации академии в 1929 г. Шпет занимался в основном переводами. В 1935 г. он был арестован, сослан в Сибирь и расстрелян. Его интересы сосредоточились на проблемах герменевтики, философии языка, эстетики, этнической психологии и истории русской философии. Будучи изначально сторонником философского рационализма, "строгой научной философии" в духе Гуссерля, ко второй половине 20-х гг. Шпет стал уделять больше внимания эмпирическим исследованиям (ратовал, в частности, за эмпирическое искусствознание как знание о фактах). Он толковал этническую психологию как социальную, описательную науку, противопоставляя ее психологии антропологической, объяснительной, субстанциальной.
Константин Николаевич Корнилов (1879 - 1957) в 1923 - 1930 и 1938 - 1941 гг. был директором Института психологии. Его основные труды: "Учение о реакциях человека с психической точки зрения ("Реактология") (1921); "Современная психология и марксизм" (1924); "Учебник психологии, изложенной с точки зрения диалектического материализма" (1929). В них он стремился перестроить психологию, опираясь на марксизм, однако при этом упрощал и примитивизировал связь психологии и диалектики и не смог избежать вульгарно-материалистических и вульгарно-социологических обобщений.
Павел Петрович Блонский (1884 - 1941) с 1919 по 1931 г. был профессором созданной им Московской академии народного образования (Академии социального, а затем коммунистического воспитания). Основные труды: "Современная философия" (ч. 1 - 2, 1918 - 1921); "Школа и общественный строй" (1918); "Философия Плотина" (1918); "Очерк научной психологии" (1921); "Педология" (1925); "Психологические очерки" (1927). Первоначально приверженец неоплатонизма, он переходит на позиции "производственной философии", полагая, что философия будущего станет наукой практической, действенной, в основе своей экспериментальной, сменив тем самым философию как мировоззрение, науку теоретическую и созерцательную.
Алексей Федорович Лосев (1893 - 1988) выпустил ряд книг в период, когда в полном разгаре была дискуссия "диалектиков" и "механистов"; он открыто заявил о своей позиции в этих спорах: осудил упрощенческую позицию ("редукционизм") "механистов", радикально противопоставил диалектику формальной логике и т. д., но вместе с тем резко критиковал тогдашний советский диалектический материализм, объявил его "особого рода мифологией", отождествив его с "буржуазной абстрактной метафизикой". Свою позицию Лосев называл точкой зрения "чистой диалектики", под нею он понимал диалектику, уходящую своими корнями в античную диалектику, но переведенную на язык современного научного сознания. Его философские труды 20-х гг. не выходили за рамки идеализма. Как показал дальнейший жизненный путь Лосева, он, несмотря на выпавшие на его долю тяжелые испытания, стал выдающимся русским философом, хотя его взгляды и оставались противоречивыми .
Смотрите также
Философия "высшего синтеза" А. Ф. Лосева
Многогранные идеи Алексея Федоровича Лосева (1893-1988) - своеобразная страница
в истории русской религиозно-философской мысли. Он один из немногих крупных ее представителей,
оставшихся в послерев ...
Глобализационные процессы в современном мире
Автор полагает, что тема данного исследования
актуальна, так как, во-первых, связана с новым направлением в философской науке
– философии глобальных проблем, во-вторых отражает противоречиво ...
Философско-богословская мысль
Древнерусское любомудрие не питало особых пристрастий к системности, поскольку
содержание тогда, по существу, превалировало над формой. На Руси издавна прижился
духовно-практический способ освоени ...