2. Основные участники философского процесса
История русской философии / Философская мысль в России советского и постсоветского периодов / Становление советской философии / 2. Основные участники философского процесса
Страница 3

Эммануил Семенович Енчмен (1891 - после 1945), считавший себя учеником И. П. Павлова, в 1919г. опубликовал восемнадцать тезисов "теории новой биологии", а затем книгу "Теория новой биологии и марксизм" (изд. 2-е, 1923). Теорией Енчмена увлеклась значительная часть учащейся молодежи. В некоторых вузах возникли кружки "тэ-эн-бистов" (от первых букв "теории новой биологии"). Н. И. Бухарин усмотрел в "енчменизме" угрозу основам марксизма и написал специальную статью "Енчмениада" (1923) с примечательным подзаголовком "К вопросу об идеологическом вырождении". Основной своей целью Енчмен объявил борьбу с "эксплуататорским диалектическим материализмом, одурачивающим невинные головы передовых революционных рабочих". Более того, Енчмен считал, что в будущем исчезнет необходимость в логике, отомрут знание и мышление. Он мечтал о возврате человеческих организмов к "доэксплуататорскому" состоянию единиц органических движений, о приходе эпохи полного равенства биологических организмов. Сергей Константинович Минин (1882 - 1962) - участник революционного движения и видный политработник в годы гражданской войны, с 1923 г. был ректором Ленинградского коммунистического университета, с 1925 г. - Ленинградского университета, в 1927 г. отошел от общественной деятельности. Перу Минина принадлежит ряд брошюр и статей: "Религия и коммунизм" (1919); "Философию за борт!" (Под знаменем марксизма, 1922, № 5 - 6); "Коммунизм и философия" (там же, № 11 - 12) и др. Название статьи Минина "Философию за борт!" является квинтэссенцией его позиции. Этот лозунг стал нарицательным на многие последующие десятилетия. Однако философский нигилизм Минина не тождествен нигилизму Енчмена, в исторической ретроспективе в нем прочитывается традиционное предупреждение: "физика - бойся метафизики". Для Минина любая философия, философия как таковая, это полувера, полузнание, полуоткровение, полунаука, будучи идеологией, она есть извращенное знание о мире. Нет никакой научной, революционной, коммунистической и т. д. философии; всякая философия, считал он, как и всякая религия, в той или иной степени "враждебна пролетариату и коммунизму". Лишь наука представляет собой познание в его закономерном, диалектическом развитии, в отличие от философии она лишена дуализма, эклектики, она материалистична и монистична и по происхождению, и по содержанию. Нигилистическо-сциентистская позиция Минина представляет собой разновидность позитивизма в широком смысле слова. Но его выступление в защиту науки явилось своего рода предостережением. С конца 20-х гг. в советском обществе теоретический статус конкретных наук оказался приниженным за счет чрезмерного превышения статуса философии. Доборные элементы для кровли из металлочерепицы доборныи элемент для кровли.

Философские позиции партийных идеологов. Почти до конца 20-х гг. в СССР общепризнанной линии руководства партии в сфере философии не было. Об этом свидетельствуют, например, философские позиции ведущих партийных идеологов 20-х гг. - Троцкого и Бухарина. Сталин в этот период по специально философским вопросам не выступал.

Лев Давидович Троцкий (Бронштейн) (1879 - 1940) был не только партийным работником, но и идеологом, публицистом и теоретиком культуры. Исходная идея Троцкого - примат жизни, практики и творчества над теорией и над идеями; "диалектика исторического развития, - считал он, - гораздо более тяжелая телега, чем диалектика теоретического мышления". Не отождествляя философию и науку, он максимально сближал их, считая философию наиболее широкой областью обобщения данных наук. Поэтому марксизм в глазах Троцкого - это в первую очередь научное и лишь во вторую - философское мировоззрение. Углубленное занятие чистой философской теорией в ущерб практике представлялось ему формализмом. Актуальной задачей он считал не разработку философской теории ("нельзя в самом деле без конца точить и оттачивать инструмент, стирая Марксову сталь"), а ее применение ("задача состоит в том, чтобы применять инструмент для проработки сырого материала"). Действенным марксистский метод становится, по Троцкому, в качестве средства объективного анализа социальных отношений, исторического анализа, понимания условий общества, ориентировки в нем, вмешательства в исторический процесс, воздействия на общественные условия во имя революционного действия. С позиции утилитарно-прагматического подхода Троцкого философия оказывалась лишь вспомогательным средством в решении задач политической борьбы. Троцкий был сторонником механистической концепции, согласно которой для объяснения физиологических явлений достаточно физики и химии.

В духе своего философско-научного синкретизма Троцкий пользовался фактически как равнозначными понятиями "философия истории", "социология", "исторический материализм", "материалистическое понимание истории", а узловой проблемой философии истории (и социологии) у него стала проблема соотношения субъективного и объективного, в решении которой он находил теоретическое обоснование возможности активного вмешательства человека в действительность. В сфере философии истории отражалась его общая антропоцентрическая установка, согласно которой человек не может и не должен ограничиться лишь познанием материи: задача человека - подчинить пространство и время целям общества.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Смотрите также

Философско-мировоззренческие идеи в культуре Киевской Руси (XI - XIII вв.)
Начавшаяся в конце Х в. христианизация Древней Руси, ставшая делом государственной политики, внедрялась сверху в общество, где веками господствовало язычество. Процесс смены и перестройки мировосп ...

Миросозерцание Ф. М. Достоевского
Творчество Федора Михайловича Достоевского (1821-1881) относится к высшим достижениям национальной культуры. Его хронологические рамки - 40-70-е гг. - время интенсивного развития русской философск ...

Интуитивизм и иерархический персонализм Н. О. Лосского
Характерной особенностью русской религиозной философии конца XIX-XX в. является поворот к метафизике. В этом отношении она в известном смысле опередила аналогичный поворот к онтологии, осуществлен ...