2. Основные участники философского процесса
История русской философии / Философская мысль в России советского и постсоветского периодов / Становление советской философии / 2. Основные участники философского процесса
Страница 8

Иван Капитонович Луппол (1896 - 1943) по окончании Московского университета работал в Институте Маркса и Энгельса (с 1924 г.), в Московском университете (1925 - 1931), академик АН СССР (с 1939 г.), был репрессирован. Основные философские труды того времени: "Ленин в борьбе за диалектический материализм" (1924); "Ленин и философия. К вопросу об отношении философии и революции" (1926; 3-е изд., 1930); "На два фронта" (1930) и др. Будучи по преимуществу историком философии, Луппол вместе с тем активно поддерживал Деборина по основным проблемам философской теории. Марксизм, доказывал он, это не только "социальная философия". Его составной частью является диалектический материализм - общая как для общественных, так и для естественных наук методология. Материалистическая диалектика - это методология знания на основе действия и методология действия на основе знания. Он считал естественным, если диалектика как метод переходит в диалектический материализм как мировоззрение, т. е. в систему. Философия получает право в качестве науки в науках (при этом Луппол ссылается на Карева), в качестве методологии научного знания. В результате акцент на "методологию", перерастающей в систему, выливается в обычный для всей деборинской школы онтологизм. Идея субстанции понимается Лупполом как абстракция "от бесконечного числа конечных материальных, вне сознания существующих предметов". Соответственно онтологизируется диалектическая логика, которая имеет своим истоком вторую книгу гегелевской "Логики", а именно учение о сущности. Считая, что термины "механисты" и "диалектики" являются неадекватными, Луппол выдвинул термины "материалисты-эмпирики" и "материалисты-диалектики", что более точно отражает суть процессов, протекавших в советской философии 20-х гг.

Ян Эрнестович Стэн (1899 - 1937), в 1928 - 1930 гг. - заместитель директора Института Маркса и Энгельса, был участником антисталинской группы "Союз марксистов-ленинцев", за что подвергся аресту и ссылке, в 1936 г. арестован вторично, затем расстрелян. К основным его сочинениям относятся: "Об ошибках Гортера и тов. Степанова" (Большевик, 1924, № 11); "Марксизм и ленинизм" (Коммунистический интернационал, 1925, № 2); "Ленинизм или троцкизм?" (там же, 1926, № 2) и др. Именно Стэн открыл в 1924 г. публичную дискуссию с "механистами", когда подверг критике Скворцова-Степанова. В полемике с последним он доказывал, что философия не тождественна естествознанию, она не есть совокупность наиболее общих выводов современной науки, а самостоятельная область со своим специфическим методом исследования. Основную задачу марксистской философии он усматривал в том, чтобы выработать научную методологию, которая рассматривает с материалистической и диалектической точки зрения все явления природы и истории в их взаимной связи и развитии. Отмежевываясь на словах от философских систем, как и другие деборинцы, он фактически интерпретировал материалистическую диалектику в духе системно-онтологическо-мировоззренческой модели и видел главную задачу в том, чтобы "дать систематическую разработку теории материалистической диалектики". Вместе с тем он выступал против того, чтобы на философов возлагались задачи, которые должны решать представители конкретных наук, против бессмысленных требований, чтобы философ был в одинаковой степени экономистом, аграрником, естественником-физиологом.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 

Смотрите также

Философия Г. В. Плеханова
Георгий Валентинович Плеханов (1856- 1918) вошел в интеллектуальную историю России как философ, публицист, первый русский теоретик и пропагандист марксизма, выдающийся деятель международного социа ...

Философия "высшего синтеза" А. Ф. Лосева
Многогранные идеи Алексея Федоровича Лосева (1893-1988) - своеобразная страница в истории русской религиозно-философской мысли. Он один из немногих крупных ее представителей, оставшихся в послерев ...

Философско-мировоззренческие идеи в культуре Киевской Руси (XI - XIII вв.)
Начавшаяся в конце Х в. христианизация Древней Руси, ставшая делом государственной политики, внедрялась сверху в общество, где веками господствовало язычество. Процесс смены и перестройки мировосп ...