Русское Просвещение
Книги, статьи по философии / История русской философии - Евлампиев И.И / Рождение философии в России (ХVIII век) / Русское Просвещение
Страница 4

Среди представителей рационалистического направления в общественной мысли России XVIII в. ("философии разума") выделяются Василий Татищев, Антиох Кантемир и Михаиле Ломоносов. Татищев, признавая главной человеческой способностью разум, особое внимание уделял доказательству первостепенной ценности наук и научного познания мира для человека и общества. В вопросе отношения религии к науке и философии Татищев придерживался точки зрения, близкой к теории двойной истины, в соответствии с которой истины, установленные науками, не могут быть зависимыми от религии. Признавая значение религии в деле образования человека и в общественном прогрессе, он отказывал ей в полном господстве над всеми сферами жизни и культуры. Подобно другим российским просветителям XVIII в. Татищев являлся безусловным сторонником абсолютной монархии, созданной Петром I.

В сочинениях Кантемира очень ясно прозвучала одна из характерных идей Просвещения - идея естественного права, связанного с некоторым естественным законом существования человека и выражаемого с той или иной полнотой в "гражданских уставах" различных государств. Естественное право Кантемир, в полном соответствии с учением французских просветителей, полагал заложенным от рождения в каждом человеке; именно оно обусловливает природную доброту человека. Как и другие представители рассматриваемого направления русской мысли, Кантемир полагал разум главным органом отдельного человека и главным двигателем общественного прогресса.

Весьма характерно для философского развития XVIII в. мировоззрение Ломоносова. Его творческая деятельность затрагивала практически все сферы духовной культуры - от экспериментальной науки до теории стихосложения. Однако мы не находим у Ломоносова чисто философских сочинений, и в этом смысле творчество столь выдающейся и разносторонней личности наглядно доказывает, что и в середине XVIII в. философская мысль в России оставалась в зачаточном состоянии. Тем не менее анализ естественнонаучных трактатов Ломоносова позволяет говорить о нем как о стороннике механистического материализма и деизма, типичных для мыслителей эпохи Просвещения.

Страницы: 1 2 3 4 

Смотрите также

Антропологический принцип Н. Г. Чернышевского
Н. Г. Чернышевский относится к числу тех немногих в XIX в. русских мыслителей, которых с полным правом можно назвать политическими философами. Он был хорошо знаком с предшествующей историей мышлен ...

Философские идеи в культуре Московской Руси
Если эпоху Киевской Руси можно назвать своего рода периодом ученичества, началом приобщения к мировой культуре, главным событием которого было введение христианства, то основным содержанием эпохи ...

Неортодоксальные (нетрадиционные) версии развития философии марксизма
Конец XIX - начало XX в. был ознаменован для России интенсивным ("вширь и вглубь") развитием капитализма, обострением социально-классовых противоречий и конфликтов, ростом революционного ...