Русское Просвещение
Книги, статьи по философии / История русской философии - Евлампиев И.И / Рождение философии в России (ХVIII век) / Русское Просвещение
Страница 2

Русская версия просветительской идеологии имела существенно иные акценты. Главная тенденция здесь осталась той же - стремление к осознанию всей полноты свободы человека, его достоинства и значения в мире. Однако это стремление вовсе не предполагало представления о простоте и непротиворечивости человеческой сущности, а также не сопровождалось столь радикальным отрицанием значения религии и религиозной веры в жизни человека и общества. Секуляризация культуры в петровскую эпоху стала основой появления философии как самостоятельной сферы духовной культуры, ее отделения от сферы религиозной догматики. Однако, выйдя из-под жесткой опеки церкви, философская мысль в России не дошла до полного разрыва с религией. Ее раскрепощение привело к самостоятельному, свободному отношению к религии, понимаемой как важнейший элемент духовности. Главной целью философии стало выявление подлинного смысла православного христианства. И хотя очень часто свобода интерпретации догматов приводила к фактическому упразднению религии в ее традиционной форме, все-таки нельзя отрицать, что практически все наиболее оригинальные русские философы были искренне верующими людьми.

Таким образом, два важнейших принципа европейского Просвещения - приоритет разума и представление о простоте и естественности законов, определяющих человеческое бытие, - не столь прямолинейно проводились в русской философии, а часто и просто отвергались. Пожалуй, только в представлении о возможности достижения некоторого идеального состояния человеческого общества, полностью устраняющего недостатки нашего сегодняшнего земного бытия, русская общественная мысль оказалась (в лице некоторых своих представителей) более радикальной, чем общественная мысль Западной Европы. Впрочем и здесь политический утопизм оказывался обычно только вариацией, преломлением радикального религиозного утопизма, в соответствии с которым наше несовершенное земное состояние рассматривалось как основа для грядущего вхождения в "Царство небесное", как подготовительная эпоха перед грядущим преобразованием всей материальной действительности.

Если говорить о конкретных направлениях становления философского мышления в России в эту эпоху, то здесь, на наш взгляд, выглядит достаточно плодотворной точка зрения П. И. Сакулина, который в качестве таких направлений выделял "философию разума", "философию веры" и "философию чувства", полагая, что они были обусловлены влиянием известных западных течений эпохи Просвещения: механистического рационализма, наиболее известным выразителем которого во второй половине века был Вольтер, масонства и руссоизма. Хотя взгляды двух крупнейших мыслителей конца XVIII в., Г.Сковороды и А.Радищева, не вполне укладываются в эту классификацию, она помогает понять ту духовную атмосферу, в которой в самом конце века произошло окончательное формирование самостоятельного философствования, независимого от богословия. Наиболее характерным и ярким было первое направление, находившееся в очевидном созвучии с требованиями эпохи, с неуклонным движением России в сторону западной цивилизации. Однако в свете последующего развития русской философии значительно более глубокими и важными выглядят два других направления. Прежде чем рассматривать конкретных мыслителей, связанных с этими направлениями, стоит вспомнить о том, как складывалась интеллектуальная среда той эпохи.

Страницы: 1 2 3 4

Смотрите также

Антропологический принцип Н. Г. Чернышевского
Н. Г. Чернышевский относится к числу тех немногих в XIX в. русских мыслителей, которых с полным правом можно назвать политическими философами. Он был хорошо знаком с предшествующей историей мышлен ...

Диалектика сознательного и бессознательного
...

И. А. Ильин: философия духовного опыта
Иван Александрович Ильин (1883-1954) - философ, политический мыслитель, культуролог, блестящий публицист - внес заметный вклад в развитие русской философии. В центре его напряженных раздумий всегд ...