По мнению многих авторитетных историков русской философии, именно Григория Саввича Сковороду нужно считать первым оригинальным философом в России. Сковорода родился в 1722г. в Полтавской губернии и получил образование в Киево-Могилянской академии, окончив которую, он отказался от духовного звания, видимо, не желая подчинять свою мысль строгим правилам церковного канона. Жизнь Сковороды была полна резких перемен; он постоянно менял и род занятий (главным источником средств к существованию для него было преподавание), и место жительства, а в конце жизни и вовсе стал странствовать, почти как нищий, останавливаясь у своих друзей и придерживаясь строгих аскетических правил. Именно это, а также нелюбовь Сковороды к изложению своих философских взглядов в письменной форме, которой он предпочитал устные беседы, позже создали ему славу украинского Сократа. Умер Сковорода в 1794 г. Вложить деньги в инвестиции в США готовые решения.
Прежде всего необходимо отметить удивительную для той эпохи философскую эрудицию Сковороды. Он неплохо знал (хотя скорее всего только по пересказам) сочинения Платона, Аристотеля и Эпикура, читал Филона, Плутарха и Цицерона, был хорошо знаком со святоотеческой литературой (особенно с сочинениями Дионисия Ареопагита, Максима Исповедника, Григория Богослова), испытал несомненное влияние европейской философии XV-XVIII вв. (Николая Кузанского, Дж. Бруно, Спинозы и др.). В этом можно видеть результат системы образования, принятой в Киево-Могилянской академии, остававшейся до конца XVIII в. одним из важнейших центров образования в России; однако главную роль в энциклопедической образованности Сковороды, конечно, сыграли его собственная пытливость и ненасытное стремление освоить все богатство философской мысли, чтобы затем на этой основе дать собственное, самостоятельное решение главных философских проблем.
Несмотря на то что Сковорода остался одинокой фигурой в философском движении своей эпохи, не имел последователей и был надолго забыт после смерти, в его мировоззрении с удивительной точностью отразились все главные особенности русской философии (см. введение); это дает дополнительные аргументы в пользу того, чтобы рассматривать Сковороду как первого представителя этой философской традиции (против чего возражают некоторые современные исследователи).
Прежде всего мы находим в творчестве Сковороды в качестве важнейшей темы искание истинного смысла христианской веры, не совпадающего с традиционным церковным учением и все еще скрытого от людей; через все сочинения философа проходит скрытая полемика с церковным христианством, которое не удовлетворяло его своим догматизмом. В центре его философских исканий Сковороды находится проблема человека, и в ее решении украинский мыслитель приближается к религиозному антропоцентризму того же самого типа, который был характерен для всей русской философии XIX - начала XX вв. Безусловно сближает Сковороду с русскими мыслителями следующего столетия и характерная для него форма философствования, пренебрегающая точностью понятийных определений и рациональной строгостью построений и отдающая предпочтение художественной образности, символическому аллегоризму, даже своеобразному "мифотворчеству".
На философские воззрения Сковороды несомненное влияние оказала гностико-мистическая традиция, в его работах присутствуют некоторые чисто гностические представления (подробнее об этом будет сказано ниже), поэтому нет ничего удивительного в том, что его идеи были очень близки к идеям русских масонов, вплоть до прямых заимствований Сковородой терминологии и символики масонских сочинений. Однако Сковорода дал гораздо более талантливое и самостоятельное преломление гностико-мистической традиции, поэтому прямое отождествление его философии с философией веры масонов, конечно же, невозможно.
Смотрите также
Философские идеи В. Г. Белинского. Миропонимание петрашевцев
В интеллектуальную историю России Виссарион Григорьевич Белинский (1811- 1848)
вошел как выдающийся литературный критик и публицист, революционный мыслитель, основоположник
реалистического направл ...
Интуитивизм и иерархический персонализм Н. О. Лосского
Характерной особенностью русской религиозной философии конца XIX-XX в. является
поворот к метафизике. В этом отношении она в известном смысле опередила аналогичный
поворот к онтологии, осуществлен ...
Философско-богословская мысль
Древнерусское любомудрие не питало особых пристрастий к системности, поскольку
содержание тогда, по существу, превалировало над формой. На Руси издавна прижился
духовно-практический способ освоени ...