Только в одном пункте философия Сковороды полностью расходится с тем направлением, по которому развивалась русская философия в XIX в.: он совершенно безразличен к проблеме истории, более того, он вообще не придает человеческой истории никакого существенного значения.
Систематическое изложение взглядов Сковороды представляет собой весьма сложную задачу в связи с тем, что стиль его философствования принципиально не предполагал никакой строгой системы. В главных его сочинениях, написанных в диалогической форме, мы постоянно обнаруживаем явные противоречия, несовместимые точки зрения на одни и те же проблемы, недоговоренности и неясности в определении важнейших понятий и принципов. Именно поэтому у исследователей творчества Сковороды нет единства в интерпретации и оценке главных положений его мировоззрения.
Тем не менее не вызывает сомнений, что центральным элементом философии Сковороды, как уже было сказано выше, является антропология, учение о человеке. Уже в первом своем философском произведении, диалоге "Наркисс", Сковорода проводит различие между эмпирическим человеком и "истинным человеком", укорененном в каждом из нас. Важнейшая задача каждого - это пройти путем самопознания к открытию в себе истинного человека. Это самопознание Сковорода понимает не как рациональный, а скорее как мистический акт, как "познание" через веру. Его итогом является (совсем как в учении масонов) мистическое слияние с Богом и "воскресение", то есть преображение человека, - по всей видимости, соответствующее тому процессу, который в православной мистике исихастского толка обозначался термином "обóжение" человека. Как пишет Сковорода, "истинный человек предвечному своему отцу существом и силою равен, единый во всех нас и во всяком целый, его же царствию нет конца . [ .] А познавший нетленного и истинного человека не умирает, и смерть им не обладает, но со своим господином верный слуга вечно царствует, раздевшись, как из обветшалой ризы, из земной плоти, надев новую, сообразную его плоти плоть, и не уснет, но изменяется, приняв вместо земных рук нетленные, вместо скотских ушей, очей, языка и прочих всех членов истинные, сокровенные в Боге ." Совершенно очевидно, что здесь Сковорода дает свою собственную версию мистической антропологии, в равной мере характерной как для исихазма, так и для некоторых немецких философов XIV-XVI вв., от М. Экхарта до Н. Кузанского и Я.Бёме.
Наиболее выразительной чертой антропологической концепции Сковороды является активное использование понятия "сердца" в описании человека (это понятие имеет библейские истоки). "Сердце" - это глубочайшая божественная сущность каждого человека, то есть тот же самый истинный человек. При использовании этого понятия акцент делается на целостности и мистической невыразимости указанной сущности, которой подчинены как все внешние проявления личности, так и ее основные "силы" - разум, воля, чувства: " .истинный человек есть сердце в человеке, глубокое же сердце и одному только Богу познаваемое не иное что есть, как мыслей наших неограниченная бездна, просто сказать, душа, то есть истое существо и сущая иста, и самая эссенция (как говорят), и зерно наше, и сила, в которой единственно состоит [сродная] жизнь и живот наш, а без нее мертвая тень мы ." В дальнейшем понятие сердца - именно в этом смысле, как отражение истинной цельной сущности человека, соединяющей его с Богом, - станет одним из часто упоминаемых и активно используемых в русской философии; его можно найти у славянофилов, у Н. Бердяева и Б.Вышеславцева, в поздних работах И.Ильина.
Смотрите также
А. И. Герцен, Н. П. Огарев: философия природы, человека и общества
А. И. Герцен является в определенной мере ключевой фигурой в отечественной философской
мысли середины XIX в., ибо именно он одним из первых в наиболее адекватной форме
выразил зарождающуюся филосо ...
Глобализационные процессы в современном мире
Автор полагает, что тема данного исследования
актуальна, так как, во-первых, связана с новым направлением в философской науке
– философии глобальных проблем, во-вторых отражает противоречиво ...
Интуитивизм и иерархический персонализм Н. О. Лосского
Характерной особенностью русской религиозной философии конца XIX-XX в. является
поворот к метафизике. В этом отношении она в известном смысле опередила аналогичный
поворот к онтологии, осуществлен ...