Научная историография в России зародилась в эпоху Петра I, однако первоначально она носила исключительно апологетический по отношению к монархии характер и использовала полумифологические модели объяснения исторических явлений. В исторической концепции Щербатова (вызвавшей, кстати, резкое недовольство Екатерины II) впервые была сделана попытка выявить законы, управляющие ходом истории и историческими деяниями людей. Наличие в истории таких законов, по Щербатову, связано с тем, что человек обладает сущностью, не меняющейся с течением времени, и это выражается в сходстве поступков людей и хода их мыслей в одних и тех же обстоятельствах. Труд историка по объяснению того или иного исторического события сводится к выяснению того, как взаимодействуют общие законы, управляющие поведением человека, с нравами и обычаями страны и с индивидуальными особенностями самого исторического деятеля. Интересным примером метода исторического анализа у Щербатова является объяснение им факта ослабления могущества древнерусского государства в эпоху татаро-монгольского нашествия. В качестве причины этого Щербатов называет принятие Русью христианства. Новый закон жизни, который несло христианство, был слишком сложен и "возвышен" для языческой Руси, для ее нравов и обычаев, дисгармония между "законом" и "нравами" и вызвала ослабление государства. Утопический проект идеального государства Офир Щербатова основан на соблюдении важнейшего принципа: все внешние, правовые нормы и законы государства должны соответствовать существующим в народе нравственным традициям и укорененным в человеке понятиям о справедливости, благе и долге. Соответственно, формирование достойного гражданина в идеальном государстве должно базироваться на правильном нравственном воспитании и просвещении людей, причем это просвещение должно учитывать социальное происхождение каждой личности (в этом элементе своей утопической концепции Щербатов расходится с большинством утопистов XVIII в., настаивавших на равенстве людей и несущественности различий социального происхождения в идеальном государстве). При этом Щербатов не покушался на существующий строй и полагал лучшей формой правления просвещенную монархию, опирающуюся на дворянскую аристократию.
Методология исторического исследования, примененная Щербатовым, получила дальнейшее развитие в "Истории государства Российского" (1805-1826) Николая Карамзина (1766-1826). Карамзин, ставший самым ярким представителем русского сентиментализма, не только в своем художественном творчестве, но и в своем историческом труде использовал идеологию этого литературного направления. Главный предмет исследования историка - не объективные законы, управляющие событиями, а душевный строй людей, действующих в истории, следствием которого и является тот или иной ход событий.
Наиболее ярким мыслителем конца XVIII в., близким к рассматриваемому философскому направлению, был Александр Николаевич Радищев. Родился Радищев в 1749 г. в семье зажиточного помещика. После учебы в пажеском корпусе в Петербурге Радищев в 1766 г. был отправлен Екатериной II для продолжения обучения в Германию и там получил весьма солидное философское образование; особенно большое влияние на него оказали французские и немецкие просветители (Гельвеции, Руссо, Гердер и др.) и Лейбниц. После возвращения в 1771 г. в Россию Радищев активно занимался литературной и научной деятельностью, находясь в то же время на достаточно ответственной государственной должности - с 1780 г. он являлся одним из управляющих петербургской таможней. В 1790 г. было анонимно опубликовано его первое крупное сочинение "Путешествие из Петербурга в Москву", в котором явно чувствовалось влияние "Сентиментального путешествия" Л. Стерна - родоначальника литературы сентиментализма. Книга попала в руки Екатерины II, и она с негодованием констатировала, что автор "надежду полагает на бунт от мужиков" и распространяет ту самую "заразу", которая как раз в эти годы привела к низвержению монархии во Франции. Радищев был арестован и предан уголовному суду, который приговорил его к смертной казни. По указу императрицы казнь была заменена ссылкой в Сибирь на 10 лет. В ссылке Радищев написал большой философский трактат "О человеке, его смертности и бессмертии" (1792-1796). В 1797 г. Павел I разрешил Радищеву вернуться в свое поместье, а Александр I в 1801 г. полностью восстановил его в правах и даже привлек к работе в комиссии по составлению законов. Однако тяжкие жизненные испытания сломили Радищева и в 1802г. он покончил с собой, приняв яд.
Смотрите также
Диалектика сознательного и бессознательного
...
Миросозерцание Ф. М. Достоевского
Творчество Федора Михайловича Достоевского (1821-1881) относится к высшим достижениям
национальной культуры. Его хронологические рамки - 40-70-е гг. - время интенсивного
развития русской философск ...
А. И. Герцен, Н. П. Огарев: философия природы, человека и общества
А. И. Герцен является в определенной мере ключевой фигурой в отечественной философской
мысли середины XIX в., ибо именно он одним из первых в наиболее адекватной форме
выразил зарождающуюся филосо ...