В соответствии с этими рассуждениями о соотношении души и тела Радищев выстраивает три доказательства бессмертия души. Особенно оригинально первое из них; оно основано как раз на доказанной ранее зависимости души от тела. Радищев замечает, что смерть не может рассматриваться как полное уничтожение тела, как переход тела от бытия к небытию. Ведь здесь происходит только перераспределение тех телесных элементов, из которых составилось тело в период его рождения и роста. В обосновании этого факта Радищев непосредственно опирается на два основополагающих принципа философии Лейбница - на предположениях о непрерывности всех изменений в сущем и о невозможности скачков, разрывов непрерывности в природных процессах; это означает, что в мире вообще нет перехода от бытия к небытию - ни одно телесное сущее не может уничтожиться, но может только переходить из данного состояния в иное. Но тогда и душа, тесно связанная с телом и зависящая от него, в акте смерти испытывает не переход от бытия к небытию, а только некоторое изменение.
Второе доказательство связано с выявленным ранее фактом независимости высшей, мыслительной способности ("силы") души от тела. Эта мыслительная способность сама господствует над телом, поэтому невозможно предположить, что ее судьба связана с судьбой тела; при радикальном изменении (разрушении) тела, которое несет смерть, она должна сохраниться неизменной.
Наконец, третье доказательство основывается на наличии в мире непрерывной иерархии степеней совершенства, в которой человек занимает высшее место (по крайней мере, в сравнении со всеми природными сущностями). Это высшее место обусловлено тем, что человек обладает мыслительной способностью; отсюда и следует, что сама эта мыслительная способность, как знак высшего совершенства, не может быть смертной, не может исчезнуть. В этом рассуждении вновь чувствуется влияние философии Лейбница, в данном случае - его концепции предустановленной гармонии и представления о непрерывной иерархии монад, различающихся по степени совершенства.
Установив бессмертие души, Радищев задается еще одним вопросом: каково будет бытие души после смерти тела - более совершенным, чем в земной жизни, или менее совершенным? Ответ на него почти очевиден в свете рассуждений Радищева о человеке как высшем существе природного мира, самой целью сотворения которого было достижение наибольшей доступной для природы степени совершенства: " .цель его на земле есть совершенствование, та же пребудет целию и по смерти; а из того следует, как средство совершенствования его было его организацией), то должно заключать, что он иметь будет другую, совершеннейшую и усовершенствованному его состоянию соразмерную". В конце своего трактата Радищев воспроизводит со ссылкой на Лейбница известную метафору, в которой смерть сравнивается с актом превращения червяка в бабочку.
Как мы увидим далее, размышления по поводу проблемы смерти и бессмертия человека станут ключевым моментом в мировоззрении большинства оригинальных мыслителей России; Радищев и в этом контексте оказывается родоначальником и предтечей всех последующих подходов к этой проблеме. Его идея о соотносительности жизни и смерти и убеждение в немыслимости смерти как абсолютного уничтожения, как перехода к абсолютному небытию найдут себе талантливое развитие уже у П.Чаадаева (см. раздел 3.1).
Смотрите также
Оценка труда и персонала
Методы индивидуальной оценки. Оценочная анкета представляет собой стандартизированный набор вопросов или описаний. Оценивающий отмечает наличие или отсутствие определенной черты у оцениваемого и ста ...
А. И. Герцен, Н. П. Огарев: философия природы, человека и общества
А. И. Герцен является в определенной мере ключевой фигурой в отечественной философской
мысли середины XIX в., ибо именно он одним из первых в наиболее адекватной форме
выразил зарождающуюся филосо ...
Философские идеи в культуре Московской Руси
Если эпоху Киевской Руси можно назвать своего рода периодом ученичества, началом
приобщения к мировой культуре, главным событием которого было введение христианства,
то основным содержанием эпохи ...