Просветительская и одновременно "сентиментальная" основа философского и общественно-политического мировоззрения Радищева ясно выступает в первых же строках его "Путешествия". "Я взглянул окрест меня, - пишет он, - душа моя страданиями человечества уяз-вленна стала. Обратил взоры мои во внутренность мою - и узрел, что бедствия человека происходят от человека, и часто оттого только, что он взирает непрямо на окружающие его предметы".Наряду с разумом именно чувства признаются Радищевым важнейшим качеством человека, обеспечивающим его совершенство, его способность различать добро и зло и быть достойным гражданином своего государства. Главный признак совершенства человека - это гармония чувств и разума, отсутствие чрезмерности в проявлении своих "страстей", но и отсутствие полного преобладания разума над ними: " .не возмните в восторге рассудка, что можете сокрушить корени страстей, что нужно быть совсем бесстрастну. Корень страстей благ и основан на нашей чувствительности самою природою . Совершенно бесстрастный человек есть глупец и истукан нелепый, невозмогайя ни благого, ни злого . Чрезвычайность во страсти есть гибель; бесстрастие есть нравственная смерть . Но буде страсти ваши опытностию, рассудком и сердцем направлены к концу благому, скинь с них бразды томного благоразумия, не сокращай их полета; мета их будет всегда величие; на нем едином остановиться они умеют".
Провозглашая путь истины, путь познания и просвещения единственным путем к совершенству человека и общества, Радищев расходится с масонами (у которых можно найти аналогичные утверждения) в понимании смысла познания и просвещения. Он резко отрицательно относится к мистическому, эзотерическому учению масонов; отвергая всякую мистику, он полагает, что природа и человек управляются простыми и естественными законами, которые вполне доступны рациональному - научному и философскому - познанию, и знание этих законов доступно каждому.
Искание истины и веление высшего и самого благородного чувства- чувства сострадания к ближним - заставляют Радищева бичевать недостатки существующего в России строя. Он наиболее решительно из всех русских мыслителей XVIII в. провозглашает равенство людей от рождения: "Человек родится в мир равен во всем другому. Все одинаковые имеем члены, все имеем разум и волю. Следственно, человек без отношения к обществу есть существо, ни от кого не зависящее в своих деяниях".На основе этого тезиса Радищев отвергает крепостное право, равносильное рабству, лишающему людей всех природных и законных прав. "Может ли государство, где две трети граждан лишены гражданского звания и частию в законе мертвы, назваться блаженным? Может ли назвать блаженным гражданское положение крестьянина в России? Ненасытец кровей один скажет, что он блажен, ибо не имеет понятия о лучшем состоянии".Помимо крепостного права резкий протест Радищева вызывают и другие несовершенства русской государственности: мздоимство чиновников и их безразличие к нуждам простых людей, продажность и пристрастность судей, лени-вость и тупость дворян, не допускающих мысли о каких-либо реформах, консервативность цензуры, препятствующей свободному распространению новых идей в обществе и просвещению народа. При этом Радищев не ограничивается критикой отдельных недостатков общественного устройства, он недвусмысленно намекает на то, что их причиной является неправедность самодержца. В аллегорическом сне, привидевшемся автору "Путешествия из Петербурга в Москву", он представляет себя всесильным царем, который слышит вокруг себя только льстивое прославление своего могущества и своей справедливости. Но перед ним в обличий прекрасной странницы является Истина, она обличает его заблуждения и показывает, сколько зла несет людям его правление.
Естественно, что столь резкая критика существующего положения вещей связана у Радищева с ясным представлением об идеальном устройстве общества. Этот идеал вполне соответствует традиционным представлениям эпохи Просвещения; он основывается на концепции естественного права и подразумевает, что равенство права людей на свободу должно вести к их равенству в ограничениях свободы, налагаемых гражданскими законами. "Но если все они положили свободе своей предел и правило деяниям своим, то все равны от чрева материя в природной свободе, равны должны быть и в ограничении оной. Следственно, и тут один другому не подвластен. Властитель первый в обществе есть закон; ибо он для всех один. Но какое было побуждение вступати в общество и полагати произвольный пределы деяниям? Рассудок скажет: собственное благо; сердце скажет: собственное благо; нерастленный закон гражданский скажет: собственное благо". Представления Радищева об идеальном государстве очень близки к классической либеральной модели государства, разработанной Дж. Локком. Государство оказывается учреждением, единственная функция которого - служить благу граждан, обеспечивать их принципиальное равенство в возможности проявления их неотчуждаемой свободы. Впрочем, в число конкретных форм равенства, необходимых для создания и поддержания идеального строя, Радищев включает и "равенство в имуществах", что одновременно позволяет называть его предтечей идеологии русского социализма и русского коммунизма.
Смотрите также
Л. П. Карсавин: учение о симфонических личностях и философия истории
Лев Платонович Карсавин (1882-1952), как и некоторые другие русские религиозные
мыслители, приверженец метафизики всеединства, вместе с тем создал оригинальную
философско-историческую концепцию, р ...
Религиозно-нравственное учение Л. Н. Толстого
Лев Николаевич Толстой (1828-1910) - писатель, мыслитель и духовный реформатор,
создавший религиозно-нравственное учение непротивления злу насилием. Его жизнеучение
(он разработал именно "жиз ...
Интуитивизм и иерархический персонализм Н. О. Лосского
Характерной особенностью русской религиозной философии конца XIX-XX в. является
поворот к метафизике. В этом отношении она в известном смысле опередила аналогичный
поворот к онтологии, осуществлен ...