Западничество. А. Герцен
Книги, статьи по философии / История русской философии - Евлампиев И.И / Формирование основных философских направлений (первая половина XIX века) / Западничество. А. Герцен
Страница 3

Первую свою крупную работу "Дилетантизм в науке", Герцен посвящает роли философии и науки в обществе. Он подчеркивает, что устранение личностного начала наукой является мнимым; наука способна быть эффективным орудием человека, только если она соединяется с развитой личностью, более того наука должна помочь подлинному "рождению" личности. "Процесс погубления личности в науке, - пишет Герцен, - есть процесс становления в сознательную, свободно разумную личность из непосредственно естественной; она приостановлена для того, чтоб вновь родиться". Соединение формальной истины (науки) с живой душой человека необходимо для того, чтобы сама наука стала не просто абстрактным знанием, но деятельной силой жизни. Главная характеристика личности для Герцена - это воля, способность к действию (совсем как у Хомякова!): "Действование - сама личность". "В разумном, нравственно свободном и страстно энергическом деянии, - пишет он, - человек достигает действительности своей личности и увековечивает себя в мире событий. В таком деянии человек вечен во временности, бесконечен в конечности, представитель рода и самого себя, живой и сознательный орган своей эпохи". Сувенирная продукция в Воронеже Фотосеть Сивма цены.

Герцен считает, что понимание гегельянства как чистого рационализма и формализма - это искажение подлинного замысла автора "Феноменологии духа". Отвлеченная, формальная наука - это только одна (хотя и важная) ступень в развитии духа; понять значение науки можно только правильно определив ее подчиненное положение внутри целостности жизни. Понятие жизни становится центром всей той интерпретации философии Гегеля, которую Герцен осуществляет в работах "Дилетантизм в науке" и "Письма об изучении природы". "Мы согласны с формалистами, - пишет он, - наука выше жизни, но в этой высоте свидетельство ее односторонности; конкретно истинное не может быть ни выше, ни ниже жизни, оно должно быть в самом средоточии ее, как сердце в середине организма. Оттого что наука выше жизни, ее область отвлеченна, ее полнота не полна". "Конкретно истинное", о котором здесь идет речь, - это и есть высшее знание, достигаемое только цельной, живой личностью с помощью положительного, творящего разума - так Герцен называет главную характеристику личности - волю.

Противопоставляя "жизнь" отвлеченному и формальному знанию, Герцен имеет в виду богатство и иррациональную полноту непосредственного бытия природы и человека. При этом он по-разному оценивает соотношение жизни и отвлеченного знания. В одних случаях, как в только что процитированном отрывке, он считает, что знание и жизнь находятся в единстве, причем знание выступает как выделенная, экстрагированная сущность жизни. В других случаях отвлеченное знание и жизнь оказываются как бы двумя полюсами бытия, в существенной степени независимыми друг от друга и противостоящими друг другу; при этом человек понимается Герценом как соединительное звено между указанными полюсами. Имея в виду природу, Герцен пишет: " .ей бытие так же дорого, как знание: она любит жить, а жить можно только в вакхическом кружении временного; в сфере всеобщего шум и плеск жизни умолк; гений человеческий колеблется между этими противоположностями; он, как Харон, беспрестанно перевозит из временной юдоли в вечную; эта переправа, это колебание - история, и в ней собственно все дело ." В силу такого промежуточного (и, значит, центрального!) положения человека в структуре мирового бытия (между "вакхическим кружением временного" и сферой всеобщего, вечного) человек должен научиться гармонично соединять отвлеченный разум с противоположными ему способностями - с творческой любовью и жизненным деянием. В этом контексте Герцен особенно подчеркивает значение гегелевской диалектики как той формы, в которой удается выразить все богатство жизни в противовес формальности и односторонности абстрактной науки.

Страницы: 1 2 3 4 5

Смотрите также

Интуитивизм и иерархический персонализм Н. О. Лосского
Характерной особенностью русской религиозной философии конца XIX-XX в. является поворот к метафизике. В этом отношении она в известном смысле опередила аналогичный поворот к онтологии, осуществлен ...

Оценка труда и персонала
Методы индивидуальной оценки. Оценочная анкета представляет собой стандартизированный набор вопросов или описаний. Оценивающий отмечает наличие или отсутствие определенной черты у оцениваемого и ста ...

Немарксистская философия в СССР. М. Бахтин. М. Мамардашвили
В 20-30-е годы в Советской России продолжали работать мыслители, начавшие свой творческий путь до революции и непосредственно развивавшие традиции русской философии XIX в. Однако после первой волны ...