Западничество. А. Герцен
Книги, статьи по философии / История русской философии - Евлампиев И.И / Формирование основных философских направлений (первая половина XIX века) / Западничество. А. Герцен
Страница 5

В двух других моментах - в оценке свободы личности и в понимании форм единства людей в их совместной жизни в обществе - между антропологическими концепциями Герцена и славянофилов пролегает пропасть. Признавая мистическое единство людей первичным и определяющим по отношению к их личностному бытию, славянофилы утверждали, что человек безусловно причастен Богу и имеет высшее божественное предназначение в мире. Герцен, наоборот, признает стремление к общественности только одной из "стихий" внешней человеческой жизни наряду с другой - разумным эгоизмом. Вся история человечества, по его мнению, есть взаимодействие и борьба двух этих сил, стремление достичь их равновесия; однако и в этой борьбе человек должен считать непреходящей ценностью только свою внутреннюю, личную независимость и свободу.

Если для славянофилов индивидуальная свобода - это зло, которое должно быть преодолено через подчинение мистическому единству Церкви, то для Герцена она и есть метафизический Абсолют, из которого проистекают все нравственные ценности человека и в котором каждый человек признает свое единство, даже тождество с другими (позже эту идею положит в основу своей философии Н.Бердяев).

Герцен в наиболее радикальной форме реализовал то понимание личности и ее значения в бытии, которое было намечено Пушкиным и Одоевским; в то же время славянофилы развили и превратили в связную концепцию тот подход к личности, который задал Чаадаев. В результате исходное относительное различие двух точек зрения превратилось в абсолютную противоположность несовместимых мировоззрений, основанных, с одной стороны, на признании в качестве Абсолюта мистической Церкви, охватывающей человека, включающей в себя его личностное бытие, и, с другой стороны, на признании Абсолютом самого человека, бездны его свободы. В столкновении этих двух позиций со всей силой проявилась характерная черта русской философии - ее постоянное тяготение к противоречиям и парадоксам при решении ключевых проблем бытия.

В последующем развитии русской философии (во второй половине XIX в.) оба указанных направления продолжали существовать, причем их идейное противостояние резко усилилось, превратившись в настоящую идеологическую войну. Однако идейные наследники первых славянофилов и западников оказались гораздо менее оригинальными и интересными мыслителями, чем Чаадаев, Хомяков, Киреевский, Герцен. Дальнейшее углубление новой концепции человека, основополагающие принципы которой сформулировали эти философы, было возможно только на основе определенного синтеза двух выявившихся полярных направлений. Осуществил этот синтез мыслитель и художник, занимающий центральное место во всей русской культуре XIX-XX вв. - Федор Достоевский.

Страницы: 1 2 3 4 5 

Смотрите также

Религиозно-нравственное учение Л. Н. Толстого
Лев Николаевич Толстой (1828-1910) - писатель, мыслитель и духовный реформатор, создавший религиозно-нравственное учение непротивления злу насилием. Его жизнеучение (он разработал именно "жиз ...

И. А. Ильин: философия духовного опыта
Иван Александрович Ильин (1883-1954) - философ, политический мыслитель, культуролог, блестящий публицист - внес заметный вклад в развитие русской философии. В центре его напряженных раздумий всегд ...

"Религиозный материализм" С. Н. Булгакова
Творчество Сергея Николаевича Булгакова (1871-1944) занимает в русской религиозно-философской мысли XX в. одно из центральных мест. Он проделал впечатляющую идейную эволюцию от сторонника "ле ...