Центральной фигурой всего этого направления в русской философской и общественно-политической мысли был Николай Гаврилович Чернышевский. Родился Чернышевский в 1828г. Уже в студенческие годы (во время учебы на историко-филологическом факультете Петербургского университета) он увлекся социалистическими и коммунистическими идеями. Решающее влияние на формирование его взглядов оказала философия Фейербаха, особенно его антропоцентризм и материализм. Это влияние чувствуется в первой крупной работе Чернышевского "Эстетические отношения искусства к действительности", защищенной в 18S5 г. в качестве магистерской диссертации. В 1850-е годы Чернышевский прославился своими статьями, публиковавшимися в двух крупных журналах - "Современнике" и "Отечественных записках". В этот период им также была написана программная статья "Антропологический принцип в философии". В 1862 г. Чернышевский, которого уже рассматривали как лидера революционного движения, был арестован и осужден на ссылку в Сибирь, где он прожил более двадцати лет; только в 1883 г. ему было разрешено переехать в европейскую часть России. Скончался Чернышевский в своем родном городе Саратове в 1889г.
В первом крупном философском сочинении, посвященном проблемам эстетики, Чернышевский выступает решительным критиком традиционных идеалистических представлений об искусстве и его роли в жизни. Отрицая самостоятельное значение духовной сферы и выдвигая принцип абсолютного приоритета жизни, реальной действительности, над ее идеальным "отражением" и "познанием", Чернышевский именно потому ставит этот принцип в центр своего анализа искусства, что по отношению к последнему особенно распространено убеждение в его "идеальности", его "превосходстве" над жизнью. Чтобы разоблачить это убеждение, он вводит свое определение прекрасного: "прекрасное есть жизнь"; откуда следует, что "истинная, высочайшая красота есть именно красота, встречаемая человеком в мире действительности, а не красота, создаваемая искусством ." В этом определении сама жизнь понимается Чернышевским "антропологически", как то содержание реальности, которое открыто человеку и соотносится с его желаниями и потребностями. Здесь проявляется влияние на Чернышевского и философии Фейербаха, и всей той линии развития послегегелевской философии, которая выдвинула на первый план понятие личности. Более точное определение прекрасного и возвышенного у Чернышевского выглядит следующим образом: " .прекрасное то, в чем мы видим жизнь так, как мы понимаем и желаем ее, как она радует нас; великое то, что гораздо выше предметов, с которыми сравниваем его мы". Соответственно смысл эстетической категории трагического Чернышевский считает полностью сводимым к демонстрации страданий и гибели человека.
При таком понимании основных эстетических категорий роль искусства оказывается полностью подобной роли науки в жизни людей. Помимо того, что искусство просто воспроизводит явления природы и общественной жизни, предоставляя людям возможность получить более широкий опыт, оно должно выполнять функцию объяснения жизни, должно выделять существенное в ней, произносить над жизнью свой "приговор". Как пишет Чернышевский, "если человек, в котором умственная деятельность сильно возбуждена вопросами, порождаемыми наблюдением жизни, одарен художническим талантом, то в его произведениях, сознательно или бессознательно, выразится стремление произнести живой приговор о явлениях, интересующих его . Тогда художник становится мыслителем, и произведение искусства, оставаясь в области искусства, приобретает значение научное". При этом Чернышевский настаивает на приоритете индивидуальности и жизни над абстрактными мыслями и научным познанием, полагая, что наука, а значит, и искусство, нужны только для "подготовки" человека к непосредственному восприятию бесконечного богатства жизни. Это убеждение делает его ранние взгляды, изложенные в упомянутой магистерской диссертации, очень близкими к взглядам Герцена в его работах "Дилетантизм в науке" и "Письма об изучении природы". Фактически Чернышевский в своем сочинении переносит суждения и оценки, выраженные Герценом в отношении науки, на искусство, стирая грань между двумя сферами культуры и объявляя науку универсальной формой познания природы и человека (во всех его проявлениях).
Смотрите также
Демократия и свобода личности в современном государстве
Мы – источник веселья – и скорби рудник,
Мы - вместилище скверны – и чистый родник.
Человек – словно в зеркале мир, - многолик,
Он ничтожен – и он же безмерно велик.
Омар Хайям
...
Философские идеи в культуре Московской Руси
Если эпоху Киевской Руси можно назвать своего рода периодом ученичества, началом
приобщения к мировой культуре, главным событием которого было введение христианства,
то основным содержанием эпохи ...
И. А. Ильин: философия духовного опыта
Иван Александрович Ильин (1883-1954) - философ, политический мыслитель, культуролог,
блестящий публицист - внес заметный вклад в развитие русской философии. В центре
его напряженных раздумий всегд ...