Впрочем, у Чернышевского эта концепция не была проведена во всей строгости; ей в определенной степени противоречил принцип "разумного эгоизма", на основании которого Чернышевский предполагал выстроить "строго научную" этическую систему. Этот принцип формулируется таким образом: "При внимательном исследовании побуждений, руководящих людьми, оказывается, что все дела, хорошие и дурные, благородные и низкие, геройские и малодушные, происходят во всех людях из одного источника: человек поступает так, как приятнее ему поступать, руководится расчетом, велящим отказываться от меньшей выгоды или меньшего удовольствия для получения большей выгоды, большего удовольствия". Сводя понятие добра к понятию (личной) пользы, Чернышевский полагал, что совершенное общество должно возникнуть в результате создания таких социальных условий, в которых каждый человек смог бы правильно осознать свою "пользу" и реально организовать свою жизнь для ее достижения, не препятствуя в этом другим людям. Утопический проект общества "разумных эгоистов" был намечен им в известном романе "Что делать?" (1863).
Творчество Чернышевского, его жизнь дают еще один яркий пример приоритета жизненной, практической стороны философии над ее чисто теоретической стороной. Чернышевский вряд ли может быть признан глубоким и оригинальным мыслителем, однако он стал живой легендой для нескольких поколений русской революционной интеллигенции. Сложившийся в отношении него образ философа-практика, философа-революционера в сильной степени повлиял на последующее развитие русской общественно-политической и философской мысли. Непосредственным продолжателем линии Чернышевского, особенно в части практического значения философских идей, стал Дмитрий Писарев (1840-1868), самый яркий теоретик русского нигилизма. Позже наследие Чернышевского было воспринято русским марксизмом, который в конце века стал главным выразителем социального утопизма и политического радикализма.
Смотрите также
Демократия и свобода личности в современном государстве
Мы – источник веселья – и скорби рудник,
Мы - вместилище скверны – и чистый родник.
Человек – словно в зеркале мир, - многолик,
Он ничтожен – и он же безмерно велик.
Омар Хайям
...
Философские идеи в культуре Московской Руси
Если эпоху Киевской Руси можно назвать своего рода периодом ученичества, началом
приобщения к мировой культуре, главным событием которого было введение христианства,
то основным содержанием эпохи ...